Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2006) Не хором единым. КСП МИФИ в жизни хористов, разных лет (мужского хора МИФИ)
VAL
Дата 21.12.2006 17:46
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Оглавление
5.1. Хористы из МИФИ были среди первых в КСП. Игорь Каримов, основатель и бессменный председатель московского КСП
планируется статья - Лев Яковлев
5.2. Заря КСП. Борис Ануфриев
5.3. К вопросу об ансамбле. Василий Таратулов
5.4. Заметки по поводу… Сергей Жихарев
5.4. Песнопения и ансамбли. Виктор Андреев
5.5. Клубу - десять лет. А. Володин («Инженер-физик», 1977 г.)
+ комментарий «20 минут у микрофона....» Валерия Лапшинского
5.6. На слетах КСП (бывалые хористы советуют путешественникам), Валерий Лапшинский, старый КСПешник
День предварительный: пятница
День основной: Суббота
Ночной концерт и песнопения у костра
Воскресенье – пора обратно?
5.7. ПРИЛОЖЕНИЕ (С сайта ВАЛ «Любимые песенки в 1973-75 гг.»)

ЗЫ. Предлагаю некоторые фото отВАЛ для книги здесь:
http://www.valinfo.ru/forum/index.php?act=...st=0#entry16232


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:47
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.1. Я говорю МИФИСТ….
Игорь Каримов, председатель московского КСП с 1967 года

Я говорю МИФИСТ – подразумеваю КСП МИФИ, я говорю КСП МИФИ – подразумеваю ХОР МИФИ.

Десять лет разницы – это очень много, когда тебе год, но когда тебе сорок, а другому пятьдесят, то вы – почти ровесники.

1966 год, осень. В воздухе носится идея создания Московского клуба песни (чуть позже это будет называться КСП). Бурные дебаты двух инициативных групп: одна – по линии турклубов, другая - по линии вузов. Вот тогда-то я впервые увидел двух замечательных людей – Юру Игнатьева и Сережу Чеснокова. Удивительные это были люди: без их рассудительности, умения спокойно, взвешенно принимать решения и делать ело, становление Московского КСП складывалось бы по-другому. Чуть позже я узнал, что они МИФИСТЫ, но не только, а еще члены мужского хора Московского инженерно-физического института, а Юра к тому же еще и Президент этого хора.

Так сложилось, что не из-за деловых качеств, а из «политических» соображений меня выбрали председателем нового клуба, а Юру – заместителем председателя по художественным вопросам, хотя его кандидатура, несомненно, была более достойной, чем моя. Но это другая история.

Весной 1967 года Сергей Чесноков загорелся идеей провести «Первую теоретическую конференцию по проблемам самодеятельной песни». Как известно, конференция успешно прошла в охотхозяйстве под Петушками. В ней приняли участие авторы А. Галич, Ю. Ким, А. Якушева, Ю. Кукин, А. Круп, а также теоретики жанра В. Фрумкин, Ю. Андреев, Ю. Карпов, Ю. Любашевский и многие другие. Вот там, под Петушками, я увидел. Что за спиной у Сергея и Юры стоит мощный коллектив ХОРА МИФИ. Там мы впервые услышали, как красиво поют ребята, хотя из большого хора было всего человек 15-20. Но главное – в том, что не будь этих ребят. МИФИСТОВ, не было бы этой исторической конференции, а значит , не было бы знаменитого Новосибирского фестиваля. Почему? Да потому, что идея проведения этого фестиваля родилась опять же в Петушках. И именно там, в Петушках, Сергей Чесноков был избран президентом Всесоюзной федерации клубов песни.

Осенью 1967 года был проведен Московский слет песни. По сути он действительно был городским слетом. Главным организатором был клуб песни МИФИ, костяк которого составили ребята из ХОРА.

Именно с этого слета и именно благодаря хору МИФИ в Московском КСП вошло в традицию проводить факельные шествия и петь при открытии каждого слета «Гаудеамус».

Скажу больше: если бы не МИФИСТЫ – Юрий Игнатьев, Сергей Чесноков, Лев Яковлев, Борис Ануфриев, Юрий Песковский, Борис Рысев, Борис Дружинин, Владимир Алферов, Борис Круглов, Виталий Акелькин, Владимир Жалнин и многие другие – в Московском КСП все было бы не так, все было бы намного скучнее.

В 70-е годы Володя Жалнин и Виталий Акелькин при поддержке первого секретаря Красногвардейского райкома комсомола Александра Борцова (опять же МИФИСТА) взяли на себя всю тяжесть организации концертов, фестивалей, конкурсов в Москве, и это - в тяжелые времена запретов.

В основном такие мероприятия проходили в ДК «Москворечье», где тогда базировался КСП МИФИ. Этот ДК фактически стал родным домом на многие годы всего песенного братства в Москве и единственной официальной сценой, де после долгого молчанья выступали Юлий Ким, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Вспомним хотя бы, как прорываясь на концерт Визбора, ребята разбили стеклянную дверь и там же на концерте, собрали на нее деньги – вот такое это было притягательное место для всех нас. Да и образованию «кустов» КСП мы обязаны ДК «Москворечье», потому что именно там все это началось и формировалось целых полгода.

Я уверен, что роль МИФИ и МИФИСТОВ в становлении Московского КСП трудно переоценить.

Я говорю МИФИСТ – подразумеваю КСП МИФИ, я говорю КСП МИФИ – подразумеваю ХОР МИФИ.

Так что правильно меня поймите, если что-то упустил или не так сказал.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:49
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.2. Заря КСП
Борис Ануфриев, хорист с 1964 г. по 1972 годы, ветеран клуба самодеятельной песни

В середине шестидесятых в институте появился клуб с аббревиатурой КСП, вскоре ставшей узнаваемой и любимой многими поколениями мифистов. Мне, хористу-первокурснику образца 1964 года хочется вспомнить о причастности членов хора к созданию и развития КСП-шного движения, как в институте так и в Москве.

Первоначально аббревиатура КСП расшифровывалась как клуб студенческой песни. С конца пятидесятых в разных вузах Москвы уже проводились конкурсы студенческой песни, организуемые инициативными группами энтузиастов, но клубов как таковых, по моим данным, не существовало. Редкие магнитофонные записи с тех конкурсов переписывались до дыр, еще более редкие концерты авторов без афиш и объявлений собирали сотни слушателей. Собственно студенчество было и исполнителем и популяризатором тех песен, которые вскоре стали называться самодеятельными(сам создаю и сам исполняю), а позднее бардовскими, авторскими.

В нашем институте развитию этого явления способствовала уже существовавшая традиция вечеров-песнопений, организуемых хористами в доме отдыха «Ершово», где хор в зимние каникулы обновлял свой репертуар. Эти песнопения под гитару в холле первого корпуса, наполненного до отказа и поющими и просто слушателями, продолжались до глубокой ночи и вызывали чувство непередаваемой прелести и родства.

Организационно клуб студенческой песни сформировался усилиями двух выдающихся хористов Сергея Чеснокова и Юрий Игнатьевича. Если личность Юрия Софроновича хорошо известна всем поколениями хористов: он – и первый хорист, и первый президент хора, и самый-самый…, то о Сергее Чеснокове следует рассказать особо.

Сергей Чесноков - физик-теоретик по образованию, музыкант, аккомпаниатор известной певицы Т.И. Лещенко-Сухомлиной, математик, социолог, разработчик математической теории правил, известной как детерминационный анализ. Одним словом – выдающаяся личность! Достаточно упомянуть лишь о двух фактах его жизни, связанных с самодеятельной песней. В 1968 году он стал лауреатом Московского городского конкурса (I место), опередив таких известных исполнителей как Сергей Никитин, Ляля Фрайтор, Александр Иванов. А созданный им ансамбль МИФИ в составе: C. Чесноков – Б. Рысев – В. Величанский - Л. Яковлев, многие года служил эталоном исполнительского мастерства для других мифических ансамблей и ансамблей разных вузов.

Любопытно, что значительную часть репертуара этого ансамбля составляли песни протеста из репертуара Пита Сингера, Боба Дилана, народные песни, негритянские спирчуэлс, исполняемые на английском языке.
Итак, С. Чесноков и Ю. Игнатьев стали инициаторами создания в МИФИ клуба студенческой песни – первого клуба такого рода в Москве. Главной задачей клуба было коллективное разучивание и коллективное исполнение на специальных занятиях КСП студенческих песен (самодеятельных песен, студенческого фольклора, английских песен и т.д.) Кроме того практиковалось обучение игре на гитаре (на все разучиваемые песни на доске выписывались аккорды), а присутствующие на занятиях авторы показывали свои новые песни. Но всё же главной была идея коллективного пения. Ведь в нашей стране любят петь. И кроме потребности слушать у людей есть потребность петь. А студенческие песни, исполняемые в то время, отвечали в большей части внутренним запросам слушателей.

Сохранилась дата первого занятия клубы – 18 ноября 1964 года. В первый раз присутствовало около 30-40 человек, которые разучили несколько новых песен, в том числе песню Юрия Визбора «Ты у меня одна…». А вскоре увлечение студенческой песней в институте достигло удивительного размаха.

Вспоминаю звездные часы нашего клуба, например 50-е занятие. Огромная поточная аудитория на 4-ом этаже заполнена до отказа. Среди присутствующих – хористы, студенты разных курсов, сотрудники, преподаватели. Люди стоят в проходах, сидят на подоконниках. На лекционной доске написаны слова новой песни. На стене аудитории висит специально подготовленный к этой дате номер стенгазеты «Голос акына» длиной 19 метров 45 см (расстояние между дверными проемами аудитории).
Ведущие с гитарам: Сергей Чесноков, Борис Рысев, Борис Круглов - поднимаются на импровизированную сцену (ею служит длинный преподавательский стол). Раздается привычное «чесноковское» обращение: « … Люди!» И звучит песня! Весь зал, несколько сотен человек подхватывает её.

Что разучивали и пели в то время? Песни Юрия Визбора, Александра Городницкого, Юлия Кима, Александра Дулова, Анатолия Загота, раннего Сергея Никитина. Чуть позднее – песни Вадима Егорова, Евгения Клячкина, Юрия Кукина и других. Разучивали и англо-американские песни типа «We Shall Over Come!», «Down By The River Side». Весь этот репертуар был зафиксирован в записных книжках участников клуба (портативные магнитофоны в те годы были не у всех). Он же являлся и основой так называемого внепрограммного репертуара хористов.

Хор МИФИ дал для клуба студенческой песни не только прекрасных ведущих, но и автором и исполнителей в этом жанре российской культуры. Мифические авторы, певшие в те годы в хоре - это:
• Сергей Чесноков (наиболее известная его песня – «Тегуантепек» на слова С.Кирсанова),
• Борис Рысев («Память», «Балаган» на слова А.Блока),
• Юрий Песковский («Солнце», «Аве Мария») ,
• Виктор Шабанов («Он за мною следом шёл..» на слова В.Казанцева, «Как эта ночь пуста…» на слова А. Передреева).

Среди исполнительских коллективов помимо уже упоминавшегося ансамбля Сергея Чеснокова мастерством отличались:
• секстет Александра Колесникова (1964 – 65 гг)
• трио Юрий Песковский – Олег Баталин – Валентин Казюлин (1966 – 68 гг)
• трио под управлением Юрия Песковского: Юрий Песковский – Борис Ануфриев - Виктор Голубев (1970 – 72 гг)

Следует отметить, что на занятиях нашего КСП часто приезжали гости из КСП других вузов, прежде всего МГУ, МАИ, МГПИ. В вузах по нашему образцу возникли так называемые местные клубы КСП. Возникла идея объединения усилий клубов. Так осенью 19966 года возник городской клуб студенческой песни, вскоре переименованный в городской клуб самодеятельной песни. От МИФИ в правление городского клуба вошли все те же С. Чесноков и Ю. Игнатьев.

Информация об участии хористов МИФИ в становлении КСП-шного движения будет неполной, если не упомянуть об их роли в истории слетов КСП. Начиная с осени 1967 года (II городской слет КСП, станция Портновская) команда КСП МИФИ, состоявшая в основном из хористов, была участницей всех подобных мероприятий. Более того, организовывали эти слеты, вплоть до YII, сами местные клубы КСП. И в частности наш ставленник – мифист Борис Дружинин, который был комендантом всех слетов со II по YI ой. И многие КСП-шные традиции на слетах имеют Хоровые корни:
• факельное шествие под пение «Джона Брауна»
• исполнение студенческого гимна «Гаудеамус» при открытии слета и т.д.

В заключение этих воспоминаний сообщу следующее: на том же II слете КСП первенство многих начинаний нашего клуба песни на городском уровне закреплено официальным актом: все местные клубы песни, участвующие в слете, получили из рук руководителя нашего клуба Бориса Круглова «Удостоверение о рождении».

Трио под управлением Юрия Песковского:
Юрий Песковский – Борис Ануфриев - Виктор Голубев
концертная деятельность в период 1970 – 1972 годы

1. Осенью 1970 года на YIII слете КСП трио под управлением Ю. Песковского заняло 1-ое место за исполнение песни Виктора Берковского на слова Эдуарда Багрицкого «Контрабандисты». В качестве прища от организатров слета получили набор фотографий практически всех бардов того времени и полное ведро вареныз раков (приз от одесситов).
2. Летом 1971 года была осуществлена запись 8 песен, исполняемых ансамблем во всесоюзном доме звукозаписи (на ул. Качалова). 5 из этих песен прозвучали в эфире радиостанции «Маяк» в 20-ти минутной передаче об ансамбле.
3. Исполняемая ансамблем песня Виктора Фридмана на слова Натана Злотникова вошла в число туристических песен, записанных на виниловый диск для туристических клубов страны. (1972 г.)

Репертуар ансамбля
1. Контрабандисты
2. На далекой Амазонке
3. Онега
4. Аве Мария (сл. Ю. Песковкого,муз. народная бразильская)
5. Пароход на реке (Ю.Ким)
6. Как пьяница по первому морозцу (С. Никитин, С. Крылов)
7. «Гамлет» (В. Берковский, Д. Сухарев)
8. Губы окаянные (Ю. Ким) и др.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:51
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.3. К вопросу об ансамбле
Василий Таратулов, I тенор с 1973 ? года

Стремление к творческой самореализации вне рамок хора всегда было свойственно хористам. Этому способствовала и летняя трудовая деятельность – спрос на агитбригады был всегда. Хоровые песнопения и увлечение самодеятельной песней определяли стиль и репертуар агитбригад хора до 1973 г.

В январе 1973 в д/о «Ершово» познакомились Виталик Филиппов и Юра Решетников. Им просто понравилось петь вместе эстрадные песни того времени. Чуть позже Коля Малахов пригласил ребят поучаствовать в работе ВИА «Седьмой Сезон». Которому срочно требовались вокалисты.
Весной 1974 на конкурсе ВИА МИФИ ансамбль занял первое место, исполнив «Дрозды» ( из репертуара «Песняров») и «Варшавский дождь». Летом 1974 Виталик и Юра уже выступали в составе агитбригады ССО «Хор МИФИ» на КамАЗе, и песня «Честно говоря» в их исполнении пользовалась невероятным успехом. На конкурсе в честь 10-ти летия КСП МИФИ Виталий был отмечен, как исполнитель, а Коля – как композитор.

В начале 1975 к группе присоединился Вася Таратулов, которого привлекла идея Коли – исполнить композицию А.Градского «Испания». Таким образом сложился костяк ансамбля.

Летом 1975 года ССО «Хор МИФИ» работал в Вологодской области на строительстве железной дороги для леспромхоза. 6 июля в Вологде состоялся большой концерт. Вначале 2 отделения пел хор (под руководством Фриды Самойловны), а потом решили показать выступление агитбригады. Агитбригада, как таковая, еще не была сформирована. Петь под гитару в нашем отряде мог практически каждый. О нашем ансамбле в хоре знали и попросили спеть хотя бы одну песню. Вот тогда то мы первый раз в этом составе спели «Испанию» со сцены под акустические гитары. Этот день можно считать нашим днем рождения.

Потом было еще несколько выступлений в составе большой агитбригады хора (кроме нас пели и шутили Витя Шувалов, Алик Фяхретдинов, Володя Заливако, Коля Петин, Шура Назаров). 5 августа нашу четверку собрал Сергей Кондратьев (комиссар отряда) и поставил задачу – ударно выступить на слете ССО Вологодской области в г.Череповце.

Мы быстро подготовили музыкально-литературную композицию, посвященную 30-летию Победы. Базовой песней была, естественно, «Испания», кроме того: «До свидания, мальчики», «Рассказ ветерана», «Баксанская», «Фронтовые газеты», «Трубачи», «Гимн единства».

Ответственным за литературную часть композиции ( поэтические вставки между песнями) был Толик Ганночка. Все прошло как нельзя лучше. После официального выступления со сцены нам еще пришлось много петь в фойе и на улице. Кондратьеву пришлось уводить нас силой, чтобы мы не опоздали на поезд.

По возвращении в Москву выступали на вечере ССО МИФИ, на XVIII слете КСП.

В составе ВИА «Седьмой сезон» играли на танцах в общежитии, а однажды – на XIX –летии хора МИФИ (в старой столовой).

В 1976 году мы стали усиленно готовиться к конкурсу ВИА г.Москвы, проходившего в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества в честь 60-летия Советской власти. Было решено укрепить вокальную группу, поскольку инструментальное сопровождение у нас было не самое сильное. Укрепили «низы» - взяли Васю Городнова (далее – Бэзл). 6 марта 1976 г., выступив на конкурсе (проходившем в ДК МЭИ), мы заняли 2-е место, пропустив вперед здорово раскрученный в то время ансамбль «Лингва» из ИнЯза.

24 апреля 1976 наш ансамбль последний раз выступил в составе ВИА «Седьмой сезон» - это было в ДК «Москворечье». Там, среди прочих произведений, мы исполнили «Песенку про сапожника» (композитор Давид Тухманов). Почему я об этом вспомнил? Да потому, что во время работы над «Сапожником» Коля Малахов выдал на гора так называемый «Опус «ФИ», стержнем которого был мотивчик из песни Тухманова. Впервые мы спели этот «Опус» 16 мая на XIX слете КСП, и поем до сих пор.
Лето 1976г. Стройотряд хора работает на ударной комсомольской стройке «Атоммаш».

Свой концертный сезон агитбригада открыла 5 июля выступлением в каком-то пионерском лагере. Это выступление во многом определило выбор репертуара в дальнейшем. Исполнялись песни детские, «хулиганские», развлекательные, одним словом такие, чтобы можно было «держать зал» на протяжении 45 – 60 минут.

И началось. Концерт за концертом, иногда по 2 в день. Однажды, по дороге на очередной концерт, мы нашли козлиный череп, который, при непосредственном участии Вити Шувалова, потом стал непременным атрибутом всех наших выступлений («остались от козлика…»).

По моим подсчетам, мы дали 33 концерта. Каждый из них был по-своему интересен. Например, выступление на Цимлянском заводе шампанских вин. Времени, отведенного для концерта, нам хватило, чтобы опустошить ведро купажа. Еще вспоминаются выступления в главном ДК города Волгодонска «Юность» (как правило, после хора МИФИ), в Ростове, во время записи на телевидении. Я думаю, что реноме хора (а мы всякий раз непременно подчеркивали свою принадлежность к славному коллективу) мы поддержали в меру своих сил.

В сентябре мы записали 7 песен на радиостанции «Юность», и во время записи познакомились с Андреем Степновым (штаб ССО МИФИ). 6 октября он собрал нас практически «по тревоге» - мы в это время работали на плодоовощной базе. Мы быстро оформили все документы и 7 октября вылетели в Тбилиси, чтобы принять участие в «Дне физика», который проводил физфак Тбилисского университета. Поездка была потрясающей во всем – впечатления, знакомства, прием. Надо сказать, что «Чемоданчик» появился в хоре именно после этой поездки – мы подслушали исполнение этого хита ребятами из ВТО МИФИ, которые ездили вместе с нами.

Лето 1977 год. Мы готовим музыкально – литературную композицию, посвященную 60-летию революции, для участия в слете агитбригад в г. Гагарине. Внезапно, (опять же с помощью Андрея Степнова) мы получаем предложение поучаствовать в агитперелете по местам дислокации ССО в честь 60-летия революции и 20-летия движения ССО, который организовывал ЦК ВЛКСМ. И, что самое интересное, та программа, которая была нами уже подготовлена, как нельзя лучше удовлетворяла требованиям организаторов. Для большего эффекта мы привлекли к участию в поэтической части композиции Сергея Попова и Шуру Сидоренкова из ШТО. После показа программы организаторам перелета наша судьба решилась в течение 10 минут. Нас утвердили в качестве участников.

Коротко о перелёте.
Вылет из Москвы 31 июля 1977 г. Концерт в Ленинграде перед ИнтерССО – первый публичный показ композиции, на наш взгляд, удался.
1 августа – концерт в авиаотряде г.Горький.
2 августа – концерт для ССО из Грузии в г.Ульяновск.
3 августа – концерты в Магнитогорске для ССО и на комбинате.
4 августа – Петропавловск (Казахстанский) – выступление в совхозном ДК .
5 августа – переезд в Тимирязевский район («да здесь недалеко, всего 350 км на автобусе»). Выступления в ССО Ставропольского мединститута, концерт для механизаторов, еще одно выступление в ДК совхоза «Докучаевский»
6 августа – г.Кустанай, выступление на городской площади, концерт в ДК для Харьковского ССО, выступление для актива местного штаба ССО (ночью, на пруду, у костра).
8 августа – Волгоград, концерт для ССО «Волга», концерт для женского ССО из Новосибирска. Там же – поездка на базу отдыха местного штаба ССО на Дону и обед, меню которого состояло из черной икры (очень много) и черного хлеба (чуть поменьше, чем было икры).

Концерты, как правило, состояли из двух отделений. Вначале – идеологическая часть программы, потом – развлекательная. Нам было очень приятно, что успехом пользовались обе части.

А вот из каких произведений (музыкальных и поэтических) состояла композиция:
1. В.Маяковский – отрывок из поэмы «В.И.Ленин»
2. «Смело, товарищи, в ногу»
3. «Комсомольская прощальная»
4. «Гренада» (Берковский/Светлов)
5. «Трубачи» (Берковский/Крылов)
6. В.Маяковский – отрывок из поэмы «В.И.Ленин»
на фоне “Vere Languores Nostros” (Lotti)
7. В.Маяковский – рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка
на фоне оратории Г.Свиридова
8. В.Маяковский – отрывок из поэмы «Хорошо»
9. «Лейся, песня»
10.В.Маяковский – «Ну что ж»
11. «Разговор в кузнице»(Иванов)
12. «Мальчики» (К.Молчанов)
13. «Рассказ ветерана» (Визбор)
14. «Дороги» (Новиков/Ошанин)
15. «День Победы» (Тухманов/Харитонов)
16. М.Алигер – Память
17. «Фронтовые газеты» (Г.Конев)
18. С.Заболоцкий (?) – Пустыри
19. «Едут новоселы»
20. А.Вознесенский – Открытие ГЭС
21. «Прощание с Братском» (Пахмутова/Добронравов )
22. «Ребята 70-й широты» (С.Пожлаков)
23. «Строим БАМ»
24. «КамАЗ» (Визбор)
24. «Мой адрес – Советский Союз» (Д. Тухманов/ Харитонов)

Вернувшись в Москву и немного отдохнув, мы полетели на Атоммаш, где второй год подряд работал стройотряд хора. Встреча с друзьями была очень радостной. Мы помогли отряду провести концерт в ДК «Юность», поучаствовали в заключительном банкете, не без приключений вернулись в Москву, а утром следующего дня срочно вылетели в Иваново (по направлению МГК ВЛКСМ). В течение 4 дней дали еще 6 концертов и, усталые, но довольные, вернулись в Москву.

С окончанием института наша концертная деятельность практически прекратилась. Несколько раз мы принимали участие в конкурсах КСП МИФИ. Последнее такое выступление – конкурс имени М.Грекова в 1984 г. К этому времени в ансамбль влился и стал практически незаменимым Саша Пономарев. С началом перестройки мы перестали выступать на публике – не было ни времени, ни желания, ни, что самое главное, новых идей.

Очень долго мечтали мы сохранить память о себе для себя же самих. Но дальше разговоров дело долго не шло, пока в середине октября 2003 г. мы не решились всё-таки записать диск с наиболее удачными произведениями из нашего репертуара. Выпустив первый диск и почувствовав удовлетворение и от результата и от процесса, мы решили продолжить работу и записали диск «В лесу прифронтовом», посвященный 50-летию Победы. Аппетит приходит во время еды – и вот поэтому сейчас мы работаем уже над третьим проектом, которой надеемся закончить до юбилея хора.

PS. Что касается вопроса о нашем взгляде на хор, то, на мой взгляд, такая постановка вопроса не совсем верна. Мы никогда не отделяли себя от хора, всегда, при любом удобном случае, уточняли, что родом мы – из хора МИФИ. Считаю, что появление подобных ансамблей позволяет хористам открыть в себе новые возможности, что, в свою очередь ведет к повышению их исполнительского мастерства как в ансамбле, так и в хоре.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:53
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.4. Заметки по поводу…
Сергей Жихарев, I тенор с 1974 г

За время учебы в МИФИ значительное количество моего свободного времени занимали два увлечения: Хор и самбо. Причем довольно долго практически в равной степени. Этому способствовали и диаметрально отличные нагрузки на молодой организм, и сильные личности, которые возглавляли эти мифистские околоучебные сферы: Эсфирь Моисеевна Рывкина и Кирилл Андреевич Романовский. Глубоко признателен им обоим за то, что спустя многие годы ощущаю в себе черты характера и способы мироощущения, сформировавшиеся под их влиянием. Когда же острый дефицит времени потребовал сделать выбор, то дух коллективного скрупулезного выстраивания звуковых конструкций одержал верх над духом собственного утверждения в честном единоборстве. О сделанном выборе жалеть не пришлось.

Кроме методичных и мелодичных репетиций, проходных и значимых выступлений хоровая жизнь (а это действительно целая жизнь) вобрала в себя целый калейдоскоп событий, городов, мероприятий, коллег, друзей, традиций. Попробуем покрутить.

Один оборот: прибалтийские праздники песни, Каунас, Таллинн, Певчая поляна, народные танцы, ночные прогулки по городу, бальзам, массаголосие (не путать с многоголосием), любовь к прибалтийским песням…

Другой оборот: разнообразие концертных площадок, киноконцертный зал «Россия», дебаркадер на Дону, Колонный зал Дома Союзов, ДК «Москворечье», площадка на Воробьевых горах, Кремлевский Дворец Съездов, пески Уч-Кудука, “коммунальная” премия Ленинского комсомола (однако сосед по “коммуналке” – «Песняры») …

Еще один оборот: стройотряды, Ламса, застывшие поутру пальцы, банька «по-черному», конкурс рыбаков, пение «Виват» с другими словами после разгрузки вагона с цементом, Атоммаш, раки, снос двуручной пилой вековых дубов, Цимлянский завод шампанских вин, поварихи…

Еще один: агитбригады, Волгодонск, Тотьма, стройплощадки, больницы, Ереванская консерватория, Севан, Герат, СОЛ «Волга», Кириллово-Белозерский монастырь, встреча ночью во Внуково делегации кампучийской молодежи…

Еще: клуб самодеятельной песни (КСП), песнопения, куст «МИФИ», слеты, конкурсы, Школа песни, гитары, абонементы, авторы, поклонники, удовольствие…

Причем все это вращается при постоянной смене рабочего состава Хора вокруг потрясающих энтузиастов, талантливых специалистов, уникальных индивидуальностей, сильных личностей: Эсфирь Моисеевна, Раиса Наумовна, Фрида Самойловна, Лия Борисовна, Надежда Васильевна. Огромная благодарность им от нескольких поколений хористов, их жен, детей, а теперь и внуков.

И подробнее о КСП…
Мое знакомство с КСП началось, как наверное у большинства хористов, с очаровательных песнопений на неофициальных мероприятиях Хора, продолжилось в Ершовских вечерних посиделках, в перемалывании песенников более опытных коллег. Причем поражало количество энтузиастов зараженных изначально непонятным стремлением исполнять и слушать отнюдь не шлягерные песни. Взрослые мужики исполняли с видимым удовольствием детские песни, иногда песни были от женского лица, вдруг переходили на полублатной жаргон, затем следовали почти патриотические песни, военная тема сменялась туристической, часто весь вечер проходил с песнями связанными с одним словом, например осень, кони, море, горы… Уверен, что упомяну сейчас далеко не всех, но мы, новички-хористы, заслушивались и задумывались над песнями в исполнении В.Заливако, В.Алферова, Ю.Игнатьева, В.Филипова, В.Резникова, В.Саркисяна, A.Федорова, В.Петроневича, В.Таратулова, Н.Малахова, В.Шувалова и др. И потихоньку сами втягивались в атмосферу выражения и восприятия через пение настроения, чувств, эмоций, фантазий, комплексов, сопереживаний.

Только позже узнали мы о том, что существует целое движение КСП (клуб самодеятельной песни), что проходят различные конкурсы, концерты, слеты, что представители МИФИ были у истоков массового интереса к авторской песне. К сожалению (хотя наверное закономерно) к концу 70-х годов организованное движение КСП в МИФИ практически прекратилось, но осталось много любителей. Пришлось почти возрождать куст «МИФИ» как клуб института, при этом хористы выступили основой. Был выпущен устав клуба, создана оргструктура, возродились слеты куста (весенний и осенний), заработала в общежитии №3 школа песни, возродили институтский конкурс авторов и исполнителей, организовали открытый городской конкурс им. И.Грекова в ДК «Москворечье». Был тесный контакт с туристическим клубом МИФИ. С удовольствием вспоминаю веселую и трудную, кропотливую и благодарную, полезную и себе и окружающим жизнь куста «МИФИ». Особенно хотелось бы отметить активистов клуба: В.Андреева, А.Чубунова, А.Пономарева, С.Иванова, С.Алферова, А.Мамонтова, Д.Шумилова, С.Брусницына, А.Волкова, А.Ганночку, С.Игнатьева, В.Королева, И.Рожнина, И.Ежученкова, В.Твердохлеба, А.Садовского, С.Лазарева, С.Хапалова. Наверняка память сейчас подсказала не полный список хористов-каэспэшников, но я благодарен всем за прекрасную атмосферу индивидуального и коллективного творчества, ведь у каждого был свой репертуар, свои коронные песни, которые и спустя многие годы остаются их яркими характеристиками.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:53
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.5. Песнопения хора: песнопения и ансамбли хора
Виктор Андреев, II тенор с 1975 года

Одной из любимых забав хора в мои студенческие времена (1975-1981 год) были вечерние песнопения хора в Ершово в период зимних каникул. Будучи первокурсниками зимой 1976 годы мы с радостью бежали на второй этаж первого корпуса (там исторически проживал в те времена весь состав хора), где при выключенном свете сидя в креслах, на ковре и стоя собиралось от 20 до 50 хористов и привлеченные песнопениями сочувствующие из других корпусов.

Песнопения проводились ежедневно в течение 2-3 часов, при этом, как правило, каждый день имел свою тематику (морская, зимняя, летняя, дорожная, …). Особо сильное впечатление производило многоголосное звучание. Рядом сидели рядовые хористы с не очень сильными голосами, но каждый вел свою партию, «сочинял» подголоски. Не было двух одинаковых партий – у каждого звучит своя мелодия. А на следующий день мы бегали за папой – Виталием Филипповым – и списывали из песенников наиболее понравившиеся песни. Иногда на вечер приезжала компания более старых хористов и «застреливала» свои песнопения. При этом все кто знал песню – старался подпеть. В то время «заводилами» песнопений были Вардан Саркисян, Виталий Резников, Володя Заливако. Прикинем: 12 вечеров по три часа (60 песен) - 720 песен, при этом старались не повторят песен в течение всех Ершей!

На втором курсе наш курс уже знал большое число песен, но репертуар песнопений сокращался с каждый годом. С третьего курса мне с компанией однокурсников уже приходилось вести большинство песнопений. В лучшие времена у меня в репертуаре было около 400 песен.

Верхом песнопения являлся банкет, где было много компаний и каждая «выстреливала» свою песню. Конечно, каждый банкет начинается традиционным «Наша жизнь коротка», обязательно просили исполнить Юрия Софроновича Игнатьева «Ах, потеряла свое колечко…», звучали озорная песня «Пошли девки да покупаться..», «Есть мненье такое», «Джон Манишка». Душевно звучала любимая песня Эсфирь Моисеевны «Голубые глаза». Ну и, конечно, много других песен, которые на банкете поются и сегодня, тридцать лет спустя.

Ансамбли хора в моей истории
В моем первом стройотряде «Атоммаш -76» хоровой ССО работал на стройках, а агитбригада в составе Николай Малахов - Виталий Филлипов - Василий Таратулов – Юрий Решетников - Василий Городнов дала большое количество концертов по дружественным стройотрядам Ростовской области. Мы также слушали несколько выступлений, особенно запомнились:
• «Мать-героиня Козочка» с прологом, эпилогом, голосом за кадром и моралью
• «С Донной Софи на борту пакетбота…»
• Гусляры
• Кузнецы

С большим удовольствием слушаю песни с диска, записанного данной командой в 2004 году с участием Александра Понамарева, Александра Назарова и Александра Ведерникова. Мне особенно созвучны композиции, запомнившиеся с 1976 года.

В ССО «Атоммаш-77» я уже пел в составе агитбригады под управлением Владимира Алферова: Сергей Алферов - Сергей Жихарев - Анатолий Ганночка - Игорь Суслов - Игорь Рожнин - Виктор Андреев. Перед этим мы выступали в таком составе на конкурсах песни в Москве и Ереване и даже записались в передаче на армянском телевидении. Стройотряды принимали нас тепло и делились всем, что имели. Так с консервного завода было вывезено большое количество банок яблочного пюре на весь отряд.

В ССО «Атоммаш-78» мы прилетели с песенного праздника в Вильнюсе агитбригадой хористов своего курса: Александр Зверев (теперь живет в Канаде), Николай Угринович, Владимир Королев, Игорь Рожнин и Виктор Андреев. За 20 дней на Атоммаше мы дали 30 концертов и после этого часть ансамбля уехала по домам, а оставшиеся до конца отряда – отдохнули от обилия концертов в лагере на берегу Дона.

Последняя тройка Владимир Королев - Игорь Рожнин - Виктор Андреев поет и по сей день, завоевала первое место на конкурсе КСП имени Грекова в 1982 году с «Аве Мария» Юрия Песковского и «Влюбленный и корова» Мищуков. С тех пор наши песнопения - только на юбилейных банкетах хора и домашних встречах.

Естественно хоровая команда участвовали в слетах КСП в составе куста МИФИ, мы традиционно открывала городские слеты КСП песней «Поднявший меч на наш союз», взахлеб слушали концерты на разных сценах, а потом ночами напролет пели у нашего многолюдного костра. Самым домовитым походником-хористом был у нас Алексей Мамонтов, который всегда приносил неимоверного размера рюкзаки, а перед уходом объявлял «коммунизм» на оставшиеся продукты. Информация о составе куста МИФИ в 1981 году и 8-ми группах зафиксирована в книге Игоря Каримова «Истории Московского КСП».

В течение нескольких лет в студенческие годы я проводил школы песни КСП в МИФИ, а затем с Игорем Рожниным в 90-х годах несколько лет вели небольшую школу песни в МЖК Сабурово.

Кроме агитбригад, в хоре родилось много поющих компаний, кроме перечисленных выше агитбригад. Это компании:
• Огарковская (Игорь Огарков – Николай Тютин - Андрей Чащин - Сергей Александров - Сергей Виженский)
• Группа 7R (Александр Чубунов - Сергей Жихарев - Андрей Садовский…)
• Ансамбль Екатерина Лазарева - Сергей Лазарев - Галя Брусницына - Сергей Брусницын
• Ансамбль «Здравствуй» (Екатерина Лазарева - Сергей Лазарев - Виктор Андреев) – неоднократный участник конкурсов ансамблей авторской песни в Пущино.

Этот список могут продолжить представителям более молодых и старших поколений.

Хочу также сказать несколько слов об известных мне династиях хористов:
1) в партии 1 басов пел сын Юрия Софроновича – Сергей Игнатьев (партийная кличка Rogaturus), а сейчас поет внук - Артем Игнатьев
2) Михаил Таратулов – сын Васи Таратулова, нашего душевного запевалы («Ах, не одна во поле дорожечка»)
3) в хоре поет Александр Угринович - сын нашего сокурсника Николая Угриновича, входившего в агитбригаду «ССО Атоммаш-79»
4) Сергей Жихарев (бывший староста) – сын Сергея Жихарева, командира куста КСП МИФИ, входившего в агитбригаду «ССО Атоммаш-78»

Считаю нужным отметить «хранителя традиций хора» - Александра Мазурина - сына моих хороших знакомых. С детства он слушал наши песнопения, а сейчас активно живет в хоре, организует со своей компанией песнопения хора в «Ершово», пишет свои песни, ведущий многих концертов хора. Надеемся, что хоровые традиции кулуарного пения не уйдут из хора еще долгие годы и на хоровых банкетах, через еще 30 лет будет исполняться песни, которые мы пели в конце семидесятых годов.

Наличие династий говорит, о том, что хор привлекателен для наших детей не только как хор, но и как клуб общения, место встречи с друзьями и единомышленниками, отличная компания в любое время!


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 17:54
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.4. Клубу - десять лет. А. Володин («Инженер-физик», 1977 г.) + комментарий «20 минут у микрофона....» Валерия Лапшинского, хориста 1969-2006 г., "старого" КСП-шника
Комментарий Кукушкина: Далее текст – как это сейчас на сайте Лапшинского.

20 минут у микрофона...."
Валерий Лапшинский, 1-й бас, в хоре с 1969 г., в КСП с 1969 года...

Стоит начать с заметки в «Инженере-физике», 1977 г.

QUOTE
"Клубу - десять лет"
А. Володин (Т1-09)

В ДК "Москворечье" проходил конкурс студенческий песни. Этот конкурс был приурочен к десятилетнему юбилею клуба студенческой песни МИФИ. Оргкомитет конкурса - КСП провел большую работу по подготовке участников конкурса6 еще за месяц до начала организовывались консультации, прослушивания, в ходе которых проводился отбор.

И вот конкурс. Концерт состоял из двух частей: непосредственного соревнования исполнителей и творческого отчета КСП - демонстрацией всего лучшего, что сделано за 10 лет его работы.

Состав участников конкурса был ровным: не было ярких индивидуальностей, не было и досадных срывов. В общем, уровень подготовки участников был достаточно высоким, и зритель разочарован не был. Что касается репертуара, то приходится удивляться, откуда у столь жизнерадостного племени студентов взялось столько безысходной грусти и меланхолии (быть может, близость сессии тому причины?). Лишь один раз по залу пронесся свежий ветерок студенческого юмора. Это была песенка про кафедру математики. И исполнитель был по достоинству оценен жюри. Вообще жюри было очень объективно, и никто не остался в обиде.

И еще один удивительный факт, создается впечатление, что клуб СП не общеинститутский, а клуб факультетов "А" и "Ф". От факультета "Т" не было ни одного представителя, а от "К"  - всего один.

Огромный интерес вызвало второе отделение. Рассказ ветеранов, основателей КСП увлек зал, не оставил ни одного зрителя равнодушным. Многие их песни были подхвачены залом. Большое оживление внесло поздравление членов туристической секции.

В заключение хочется сказать, что КСП и впредь должен быть таким, каким мы его увидели во втором отделении. Там звучали и лирические, и веселые, и даже детские песни.

А теперь представим лауреатов конкурса и поздравим их с заслуженной победой. Вот их имена: С. Тарасов, Н. Малахов - авторы песен, Л. Мухина, Г. Тургенева (музыкальное сопровождение Н. Петин) - первое место среди дуэтов, В. Лапшинский, Н. Малахов - второе место среди дуэтов. Солистам первую премию решили не присуждать. Вторые премии получили В. Силин и В. Филиппов, третью - Н. Романов. Поощрительной премии удостоились Т. Дмитриева, В. Саркисян, В. Петроневич.
На фото Е. Курбатова: выступают В. Лапшинский и Н. Малахов


Вот такая заметка. Кто сейчас может сказать, сколько среди участников и лауреатов хористов? Почему заметка называется "20 минут у микрофона..."?
И еще - почему начал именно с этой заметки в "И-Ф"?

На последний вопрос ответить проще всего. На этом конкурсе ученик победил учителя! А дуэт Лапшинский Малахов победил дуэт Петроневича и Саркисяна... А начало этому соревнованию было положено в 1970 году, когда мой друг хорист и однокашник Вардан....


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 18:00
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.5. Мужской хор и КСП: заметки со слета. Почему хористы любили слеты КСП?
Валерий Лапшинский, хорист с 1969 года

QUOTE
БЫВАЛЫЕ ХОРИСТЫ СОВЕТУЮТ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:
1. Если во время пути вы услышите знакомую песню, доносящуюся с противоположной стороны от места слета, не бросайте друга в беде: вероятно, он сбился с пути...
2. Если по дороге вам встретится хороший человек, уныло бредущий навстречу, разверните его на 180 градусов. Если не поможет, разверните еще на 360...
3. Если вы стоите в центре Москвы и забыли дорогу на слет, не отчаивайтесь! Хорошенько прислушайтесь и ступайте на звук пения. Наших слышно везде...
(это комментарий Анохина)


Чего ради?
Минимум пару раз в год выйти в лес (а в “старые” времена было именно так – ранней весной и поздней осенью), на пару дней, в родное Подмосковье, с песнями на всю ночь, иногда с разговорами о смысле жизни – не кайф? Спеть громко на голоса или тихо, если этого требует песня, лучше, чем другие – кайф опять же? Разучить новую популярную песенку и спеть ее для друзей соло или выйти на общую слетовскую КСПэшную сцену и спеть у микрофона (а меня всегда тянуло сделать именно это) – разве это не прекрасно?

Пригласить знакомую или любимую девушку на природу, и потом в палатке, где темно и уютно, спрашивать: “Тебе нравится здесь? Тебе нравится, как мы поем? Тебе нравится, как я пел для тебя…, можно я тебя обниму?” - разве в этом нет особой романтики? При этом знать, что ты даже в подпитии ни в коем случае не получишь в морду от ближнего своего и не получишь отказа от девушки - разве в этом не неповторимый кайф? Кто узнал этот кайф, уже за ним только и ходил. Кто не узнал – читайте, завидуйте… Добро пожаловать на (до сих пор хотя бы раз в году) проводимые слеты авторской песни.

Адрес слета
Обычно место для слета выбирается узким кругом ветеранов и заводил КСП. Некогда, в годы запретов, они занимались конспирацией, сокрытием сборища от посторонних глаз. До сих пор помню, как приходилось ехать на электричках в прямо противоположных направлениях и напряженно высматривать на перронах знающего проводника, который выводил команду на место проведения слета. Впрочем, у нас в МИФИ частенько можно было обнаружить на косяке входных дверей института простенький “крок” (или схему пути на место сбора – прим. автора). Эта схема предназначалась для “хвостов”, т.е. тех, кто не смог оказаться в основной группе хористов вовремя, либо, взяв с собой подругу, превышал допустимый размер группы.

Поэтому привычка к конспирации и выбора в лесу места, куда без мокрых ног и матюгов не доберешься, у ветеранов в крови. И простой народ расплачивается. Но терпит, поскольку сей бред вроде как традиция КСП. Поскольку впереди его ждет кайф…

“Нулевой” день или пятница
С утра на место слета выезжают квартирьеры и особо нетерпеливые или “свободные” КСПэшники. Квартирьеры, чтобы, как они считают, подготовить место слета к субботнему приезду основной народной массы. Нетерпеливые, чтобы не терять возможность провести с песнями лишнюю ночь. Или, как считают остальные, чтобы нажраться до полной «радости» на день раньше. И с опухшими и помятыми физиономиями встретить приезд основных масс на лучших местах. Где не хлюпает под ногами болотная жижа или не так много комаров–кровососов…

Массы в пятницу заняты в основном сборами и закупкой раскладки, состоящей из: а) еды, закупленной по указанию главного организатора и ответственного в компании (компания состоит минимально из двух человек, берущих одну общую палатку) за питание; б) водки, вина (иногда – пива) и прочих жидкостей, закупленных по собственному разумению и вкусу. Сколько надо плюс одна-две-три бутылки, если позволяют наличные средства. Все это, плюс гитара, лесная одежда и какое-то снаряжение типа палатки пакуется вечером или на ночь глядя в рюкзаки.

Тем же вечером (и иногда до утра) шлифуется исполнительское мастерство теми энтузиастами или певческими компаниями, которые собираются исполнить песни в субботу на ночном концерте перед народом. Некоторые компании и группы готовят специальные приветствия слету. Для нашей хоровой компании это не было традицией. Мы предпочитали просто хорошо петь. Есть мнение, что пятничная репетиция перед слетом в отличие от хоровой репетиции организуется с той же целью, с какой квартирьеры уезжают в лес на день раньше. Как хорист, который не участвовал в подобных мероприятиях, не могу категорически отрицать этот домысел.

Напиться водки до полной «радости». можно и без репетиции в пятницу. А начать репетировать за несколько недель до слета всегда мешают какие-то досадные обстоятельства и срочные дела. Растянутая подготовка выступления, например, в каждый четверг после хоровой репетиции – это естественный повод для весьма растянутого возлияния… Традиция для большинства хористов - собираться с силами и готовиться либо в последний день, либо самовыразиться непосредственно на выступлении.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 18:04
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Первый день. Суббота
В этот день встаешь ни свет- ни заря, прешься под рюкзаком, но с гитарой, на какой-нибудь условленный вокзал или платформу. Один или в компании таких же как ты общажников-хористов.и нехористов. Там уже…. В смысле – уже стоят дорогие друзья-хористы москвичи, любимые по мать его, КСПэшному движению. Кидаешься к ним, будто сто лет не видел (хотя только недавно встречались на хоровой репетиции в четверг). Крепкие рукопожатия, объятия с подругой (если она не из общежития), улыбки, первый глоток пива или водки. Подтягиваются другие хористы и не только… Тоже близкие и любимые. Большинство подтягивающихся тоже с гитарами, которые, если еще осталось время, расчехляются. Запевается первая и очень бодрая песня. Вот такая то ли хоровая, то ли КСПэшная традиция.

Электричка
Вагон заполняется до предела. Рюкзак оказывается наиболее удобным сидением, если есть место, куда его поставить. Все то же самое. Маленький глоток, по чуть-чуть, чтобы не напиться до полной «радости», а лишь для того, чтобы еще выше поднять уровень уже итак приподнятого настроения. Отказаться невозможно. Вокруг друзья! И песни под гитары (к этому времени гитары уже подстроены и могут грянуть разом)… Так вот и едем, распеваясь перед слетом. «Случайные» соседи по вагону, офигевают, терпят и, бывает, одобряют. Иногда хотят спеть за компанию. Но не могут. Наши песни им неизвестны… Снова понимаешь, частью сколь чудесной то ли хоровой то ли КСПэшной компании ты являешься. Даже выходить не хочется. Но выходить все равно надо. А, выйдя, переться с матюгами и, возможно, с мокрыми ногами до места слета. Как я любил и уважал в этот момент добрые отцовские офицерские сапоги. Я храню их до сих пор! Как было интересно наблюдать неискушенных, но наших дорогих КСПэшниц, которые сверху на красивые кроссовки надевали целлофановые пакеты, чтобы не промочить ножки. Потом, через несколько шагов, пакеты дырявились и становились бесполезными. Но девушки шли не останавливаясь. Их ждала впереди романтика песен про любовь, которые любили петь хористы, или кайф. Кому, что больше нравилось…

И так через пару-тройку часов добираешься до места и попадаешь в объятия уже расположившихся на местности хористов, которые предлагают вставать здесь и еще по глотку. Приехавшие в пятницу хористы-квартирьеры уже чувствуют себя старожилами слета и готовы, несмотря на бурную ночь и помятые физиономии, продолжать петь и пить. За дружбу и любовь, естественно!

Теперь пора установить палатки и разжечь костры. Наши подруги готовят закуски и стаканы, мужчины – дрова или лучше - кружки.

Дрова и закуски
Кружки, дрова и закуски – это ритуал и традиция. Без кружек, дров и закусок, какая песня? Традиция такова – дров должно быть много, чтобы хватило для ночного костра, было на чем сидеть и было, что оставить рядом с кострищем после окончания слета. Чем больше дров и бутылок останется после слета, тем, значит, более дружной и организованной была компания хористов, эмоциональнее будут послеслетные воспоминания…

Ах, ритуал: сначала кружки сдвигаются за то, что наконец-то мы добрались до места. Потом за дрова. Чтобы были! Ну, а уж далее «за подруг дорогих, чтоб любили лишь нас, не любили других». И конечно, за приготовленные ими замечательные закуски. После уже по накатанной – за то, что кому хочется. И под какую-нибудь обязательную песню хором. Громко! Потому, что к моменту, когда закуски готовы, уже и большинство гитар хористов расчехлено. И по дровам!

Рядом с кострами хоровых компаний всегда было много дров. А закуски всегда были простыми, вкусными и здоровыми: вареные яйца, колбаса, черный хлеб, лук, сыр… А как приятно было выпить первую кружку горячего чайку с дымком! Особенно, если суббота была не слишком погожей, с утра моросил дождь и костер совсем не хотел загораться…

Гитары и песни
Выбравшись на природу и собравшись больше трех, хористы всегда любили и любят до сих пор независимо от погоды спеть хором. Причем на три голоса. Каждый вновь прибывший (теперь уже по определению – хоровой «хвост») достает собственную гитару и добавляет свой новый голос. И ли запевает еще одну песню. Если кто-то думает, что это: «С чего начинается Родина?», то сильно ошибается. Он запевает:
Черт побери, выпить хочется, братцы,
Нам бы вместе собраться,
Опрокинуть стаканчик-другой…

По традиции его останавливают, потому что правило: «В песнях ни разу не повторяться!». А это уже, естественно, пели. Но тема – бесконечна. Поэтому можно затянуть:
Выпьешь – заискрится сила во взоре,
Горе, беда и любовь – нипочем!
Старые раны, вчерашнее горе,
Все обойдется, зальется вином…


Если и это уже спели, тогда:
Стакан зажат в моей руке,
Изломан в песне рот,
Мы в придорожном кабачке
Встречаем Новый год!


Пусть сейчас и не Новый год, но костер потрескивает, чаек дымится, рядом друзья-хористы. Т.е кайф продолжается.

Есть еще одна традиция. Обязательная завершающая песня, которая поется на второй день уже поредевшей хоровой компанией из самых стойких:
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулею пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита…


Если это уже пелось, тогда самая последняя песенка:
А все кончается, кончается, кончается.
Едва качается перрон и фонари,
Глаза прощаются надолго, изучаются –
И так все ясно, слов не говори…


Хотя в понедельник большинство хористов. снова соберутся на свою репетицию. Кроме тех, кто не выдержал испытания КСПэшным слетом, конечно.
Про гитары хористов – это отдельная песня. Уже говорилось, что почти каждый хорист имеет свою собственную гитару: желтую, коричневую, черную… А самые бывалые имеют две гитары! Одна для городских условий, вторая гитара – настоящая «боевая» подруга – специальная походная. Это гитара, которая прошла с хористом и снег, и град, и дождь, и дым жаркого костра, и «медные» трубы (например, у меня такая гитара побывала и на Приполярном Урале, и в альплагере Джайлык, и на оловянном руднике, что под Владивостоком). Эта гитара потрескалась, рассохлась, иногда не совсем «строит», но вполне пригодна для того, чтобы петь под нее хором. Именно такие гитары хористов придают совместному песнопению незабываемый колорит.

Продолжение субботы
Хорошо, если удалось выбраться из Москвы на слет КСП поутру. Тогда после первых песен, первых стаканов, первых бутербродов с вареной колбасой и огурцами или помидорами и заботливо припасенной подругами зеленью, следует горячий обед. С густым супчиком на тушонке и макаронами по-флотски, приправленными все той же тушонкой. И, конечно, «крутой» чай.

Правда иногда на общем продуктовом складе иногда находятся, к примеру, дефицитные шпроты для оригинальной закуски либо лимончик для гурманов, которые предлагают всем по чуть-чуть продегустировать дорогущего коньяка… Но неизменно к чаю друг Вардан достает вафельный тортик, чтобы спеть:
Чайхана, чайхана, вот и чайхана,
Заходи, посиди, другом будешь..


В общем, супчик, макароны, чарка, чай и посидеть предлагается всем проходящим мимо хоровой компании и ее костра.

Темнеет…
Хористы-хвосты продолжают подходить. Впереди ночь песен – сначала на традиционном ночном концерте, а потом снова у костра.
День второй – воскресенье. Светит яркое солнце. Тлеет костерок. И рядом с ним продолжают петь хористы. Поющих и зрителей совсем немного. Но песни самые задушевные и сольные. Повторяться – нельзя, поэтому в ход пускаются самые сокровенные песенные «запасы». Среди тех, кто совсем не спал и продолжает «гусарить» с гитарой Вардан, который притащил на слет палатку. Но положил в нее кого-то из беспалаточных друзей хористов. С подругой, которая устала от песенного обилия и кайфа. Рядом с палаткой спит любящий приходить к рассвету и налегке Виталий Резников.

В какой-то момент из палаток начинают выбираться и подтягиваться к костру самые полуживые из полуживых хористов. Чтобы допеть хором недопетое и бодрящее. Чтобы проснулись подруги и снова приступили к чайной церемонии и приготовлению закусок. Наверное приготовленная ими горячая каша как обычно и будет самым лучшим средством восстановления энергии, потраченной в первый день.

Выпив чаю и откушав каши, самые занятые хористы начинают собирать палатки и упаковывать рюкзаки. Им пора домой. Наверное что-то зубрить к понедельнику. Остальные собираются на дневной концерт…


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.12.2006 18:05
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5.6. ПРИЛОЖЕНИЕ
(С сайта В. Лапшинского «Любимые песенки в 1973-75 гг.»)

Если учесть предложение стариков публиковать перед главами книги любимый хоровой и КСП-ный репертуар, то:

Так выглядела "литовка" для выступления КСП МИФИ(хористов!). И человек, отвечающий своим партбилетом, тоже был - Секретарь комитета ВЛКСМ МИФИ А. Калин.

QUOTE
Репертуар выступления клуба студенческой песни МИФИ 13 апреля 1975 г.
в гостинице "Юность"

Ю. Визбор
1. Ванюша из Тюмени
2. Рассказ ветерана
3. Помни войну
4. Баксанская
5. Домбайский вальс
6. Милая моя
7. Я расскажу тебе много хорошего
8. Об осени

Б. Окуджава
1. Надежды маленький оркестрик
2. Сентиментальный арш
3. Четыре года
4. Моцарт
5. Черное море
6. В городском саду
Песни из кинофильма "Белорусский вокзал"

С. Никитин
1. Амазонка
2. Выберу самое синие море
3. Красный командир
4. Под музыку Вивальди
5. У зим бывают имена
6. Пароход по реке
7. Губы окаянные
8. Трубачи
9. Морская трава
10. Не уснем мы, товарищ

В. Егоров
1. Дожди
2. Серебряная песня
3. Не ворчи...

В. Шабанов
1. Гусляры
2. Дождь


Секретарь ВЛКСМ МИФИ А. Калин
(подпись, печать)


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
Vard
Дата 4.01.2007 22:35
Quote Post
Offline



Абитуриент


Профиль
Группа: КСП
Сообщений: 7
Пользователь №: 1222
Регистрация: 3.01.2007





Уточняю:
Василий Петрович Таратулов, 1-й тенор, в хоре с 1972 года по н/в.
Он был в первом поклении хористов у которых я был папой.
PMEmail Poster
Top
VAL
Дата 8.10.2022 07:32
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll