Физтех четверть века назад (попытка аналитических, воспоминаний)
VAL |
|
Offline
Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004
|
ФИЗТЕХ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД (попытка аналитических воспоминаний) Источник: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/USYSKIN/fiztech.htmlАвтор: Лев Усыскин QUOTE | Двадцать пять лет назад, летом 1982 года я поступил на первый курс Московского Физико-Технического института, каковой через положенные шесть лет – летом же 1988 года – окончил, получив подобающий диплом, направление на работу по распределению и академический нагрудный знак. Студентом я был самым что ни на есть заурядным, и потому речь пойдет дальше не обо мне, а об институте. Ибо МФТИ, в отличие от меня, заурядным не был ни с какой точки зрения. В самом деле, институт этот с момента своего основания в 1951 году был особенным – особенным по целому ряду формальных параметров (от входного отбора студентов до распределения выпускников), особенным по системе преподавания, по дарованным ему привилегиям, и также особенным по своему предназначению – ибо это был, кажется, единственный технический вуз страны, в стенах которого никогда не говорилось о подготовке кадров для отечественной промышленности. Считалось, что в МФТИ готовят кадры для науки – и для науки только. Передовой науки. Самой передовой советской науки. Комплиментарные оценки института во все десятилетия его советского существования являлись общим местом и простирались от "единственного, по сути, учреждения, где можно получить настоящее высшее образование" до "лучшего технического вуза страны" и "советского аналога MIT". Впрочем, как-либо измерить эту "лучшесть" все же весьма нелегко – особенно в применении к отдельным людям, которые, как известно, имеют свойство с кардинально разными результатами учиться в одних и тех же структурах у одних и тех же учителей. Фактически же, Физтех был классическим примером внесистемного органа – традиционного инструмента российского государства, призванного оперативно решать проблемы, непосильные для громоздкой и медлительной бюрократической машины. Из той же серии, например, что и какая-нибудь Администрация Президента, дублирующая своими функциям работу штатных министерств. Насущные оборонные нужды требовали более современных и гибких умом специалистов, чем успевали подготовить для них всевозможные "политехи", "бауманка" и т.д. |
--------------------
|
|
|
VAL |
|
Offline
Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004
|
QUOTE | Вообще же, 11 месяцев шестого курса МФТИ – это был воистину фантастический подарок молодому человеку в самый пик периода его внутреннего самоопределения11: никогда, ни прежде ни потом я не располагал таким количеством и качеством свободного времени, имея московскую крышу над головой, неплохую стипендию, нормальный социальный статус и добрых друзей молодости вокруг! Впрочем, данную льготу можно рассматривать и в качестве компенсации за каторгу первых двух с половиной курсов, когда выехать из Долгопрудного в Москву удавалось не чаще раза в месяц. Дело в том, что обучение на младших курсах Физтеха подразумевало фактически перманентную сессию – всевозможные задания, контрольные, лабораторные работы равномерно ложились на семестр в огромном количестве. Их надо было сдавать по определенному графику с недельной разбивкой, отставание от которого фиксировалось компьютером, сообщалось в деканат и являлось поводом для санкций. В принципе, могли даже отчислить не дожидаясь сессии. Это, помимо прочего, создавало довольно мощный психологический прессинг – допускаю даже, что чрезмерный для многих. Его выдерживали ценой значительного притупления интереса к изучаемым наукам. Общаясь с моими сверстниками – студентами ведущих университетов страны, я тогда понял что нигде не имелось ничего подобного по жесткости. Хотя, близкая система, наверное, практикуется в хороших медицинских вузах12. |
--------------------
|
|
|
VAL |
|
Offline
Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004
|
QUOTE | Доминантой преподавания на Физтехе была, как мне видится, тренировка навыка "переключения" уровней рассмотрения предмета изучения. Условно говоря, разбирая какой-нибудь компьютерный процессор в ходе лабораторной работы, после обсуждения математико-логических его особенностей, преподаватель мог задать вопрос о примененных в нем схемотехнических решениях, а затем – чуть ли не о физических процессах в реализующих эти решения полупроводниковых приборах. Несколько утрированно – но принцип такой. Анализ данного подхода, разумеется, выходит за рамки статьи, скажу лишь, что он и в самом деле представляется мне сейчас исключительно плодотворной гимнастикой мышления – именно той, которой и следует заниматься, получая высшее образование. |
QUOTE | Кстати, считалось похвальным, хотя нечасто практикуемым, когда студент защищал по-английски диплом или хотя бы тот же реферат на госе по физике. Причем, этот вариант не надо было согласовывать ни с кем заранее – считалось, что любая физтеховская экзаменационная комиссия в состоянии принять подобный экзамен. На старших курсах студентам предлагалось выучить второй иностранный язык. Французский или немецкий, однако при некоторой настойчивости – еще японский или испанский. Необходимые условия для этого были созданы, однако требовательность была уже не та, и многие студенты заменяли второй язык менее обременительным "курсом по выбору". В числе таких лодырей оказался и я, о чем сегодня жалею до слез. |
--------------------
|
|
|
VAL |
|
Offline
Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004
|
QUOTE | Пожалуй, главный момент физтеховского воспитания состоял в следующем. С первых же дней в институте нам вдалбливали в головы… нет, мы просто жили в атмосфере, которая, казалось повторяла и повторяла: "вы должны быть готовы к тому, что заниматься в жизни придется чем угодно кроме того, чему вас учат". На это настраивал физтеховский фольклор21, об этом рассказывали массу случаев из жизни старших товарищей. Гордые истории про то, как специалист из одной области вторгался в другую, абсолютно незнакомую, в кратчайшие сроки обставлял там старожилов и перехватывал лидерство. Это было настоящее воспитание предназначения – квинтэссенция высшего образования как такового. |
--------------------
|
|
|
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей: