Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2001) Снежный барс науки. Е.И. Тамм
VAL
Дата 10.04.2018 16:12
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38049
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





(2001) Снежный барс науки. Е.И. Тамм
Источник: http://trv.trovant.ru/files/TrV-1993-2002/...ow.shtml132.htm

QUOTE
16 ноября в Троицке отмечали 75-летний юбилей Евгения Игоревича Тамма. В шестигранном конференц-зале ускорительного корпуса ФИАНа собрались учёные, представители Академии наук, троицких институтов, Совета Научного центра. Отец Е.И.Тамма - академик Игорь Евгеньевич Тамм (1895-1971) - выдающийся российский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из тех, кто стоял у истоков создания советского ядерного оружия, учитель А.Д.Сахарова. Тамм-младший тоже уже вошёл в историю, и как учёный - доктор физ.-мат. наук, лауреат Государственной премии, руководитель Отдела физики высоких энергий ФИАН, и как начальник первой советской экспедиции альпинистов, покорившей Эверест.

Семинар, посвящённый 75-летию Е.И.Тамма, открыл Е.И.Малиновский, сразу предоставивший слово "виновнику торжества", который "пусть за всё и отвечает". Юбиляр начал с воспоминаний, причём сразу удивил собравшихся сообщением, что в этом году исполнилось 60 лет с начала его работы в ФИАНе. В 1941 году институт был эвакуирован в Казань, и там 15-летний Е.И.Тамм поступил на работу слесарем в институтские мастерские. Одновременно он учился в средней школе и на курсах шоферов.


QUOTE
- Мы с ребятами узнали, что происходит набор в батальон аэродромного обслуживания. Неподалёку находилась база дальней авиации. Попасть в этот батальон означало бы реально помогать фронту. Но меня туда не взяли. Это был страшный удар. Как выяснилось позже, меня "забраковали" из-за немецкой фамилии. Особенно было обидно, что Колю Делоне, который сейчас тоже работает в ФИАНе, с его французской фамилией взяли, а меня - нет. Сейчас смешно, а тогда это был страшный удар.
Вскоре забрали в армию фиановского шофёра, и я стал работать на единственной имевшейся тогда "полуторке". В мои обязанности входило развозить дрова со склада сотрудникам института. Я был интеллигентный мальчик, поэтому не мог просто сбросить дрова и уехать, я их аккуратно сгружал и складывал в сарай. Естественно, ответная реакция была пригласить меня в дом, угостить, налить стопарик... Я отказывался. Иногда жёны учёных жаловались мужьям: мол, что это у вас за новый шофёр такой - непонятно что он из себя представляет, и от денег отказался, и от выпивки. А когда узнавали, что это сын И.Е.Тамма, долго смеялись.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 10.04.2018 16:14
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38049
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
Часто ездили в экспедиции на Волгу. ФИАН совместно с ленинградским Физтехом занимался проблемой защиты кораблей от магнитных мин. С этой же тематикой была связана поездка с А.П.Александровым в Сталинград на машине по левому берегу Волги. Его пригласили для разминирования немецких мин. Тогда я впервые познакомился с будущим президентом Академии наук.

Институту постоянно не хватало бензина. Поэтому иногда меня отдавали взаймы организациям, у которых были машины, но не было шофёра. Мне особенно нравились командировки на кондитерскую фабрику. Там со мной расплачивались натурой - коврижками, и я был очень горд, когда в такое голодное время удавалось принести домой что-то съедобное. Здесь я уже не отказывался. А с институтом фабрика расплачивалась бензином.

Понятно, что все эти поездки не могли не сказаться на моей учёбе в школе. Закончилось тем, что мне поставили ультиматум - либо исключают из школы, либо я бросаю работу. Пришлось бросить работу водителя и вернуться в мастерские, у слесаря рабочий день был нормированный. За 10-й класс я сдал экстерном и, когда в 1943 году ФИАН вернулся в Москву, поступил в МАИ, а потом, когда был объявлен первый набор в МИФИ, перешёл туда. До этого ещё успел полгода поработать на восстановлении самолётостроительного завода. Там был сконструирован новый двигатель, и добровольцев-студентов МАИ, имеющих рабочие специальности, призвали на помощь, чтобы как можно скорее запустить двигатель в производство.

На преддипломную практику я пришёл в ФИАН, так началась моя "вторая жизнь" в ФИАНе. Попал я сразу к В.И. Векслеру. Он спросил, чем я хочу заниматься - физикой ускорителей или физикой на ускорителях. Я выбрал второе и попал к П.А.Черенкову. Людей на "Питомнике" тогда было мало, в основном были ускорительщики, я попал в огромную комнату и оказался в одиночестве. Я почувствовал себя заброшенным. П.А.Черенков дал мне тему, и больше мы с ним не общались до самого написания диплома. Вторым моим руководителем был Страховский. Он готов был со мной общаться, но при условии, что я буду приходить и задавать ему вопросы. А поскольку он был всегда очень занят, мне слишком часто ходить к нему было неудобно, поэтому я, как и многие, прошёл такой метод обучения плаванию, когда человека бросают на глубину и смотрят, что из этого получится. По-видимому, этот метод был оправдан.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 10.04.2018 16:17
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38049
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
- Почему Вы занимались альпинизмом?
- В альпинизм меня привёл отец. Перед войной, в 1940 году, когда мне было 13 лет, он впервые взял меня в горы, на Кавказ, впервые повёл на лёгонькое восхождение. Это меня увлекло. Мы там "схватили холодную ночёвку". У альпинистов есть такой термин. Т.е. не успели спуститься с ледника до травы и пришлось заночевать на снегу, без тёплых вещей. Утром я увидел восход солнца в горах, со стороны Эльбруса. Это было совершенно очаровывающее зрелище, и я навсегда полюбил горы. После войны, как только открылись альпинистские лагеря, я сразу туда поехал.

- Вы руководили первой отечественной экспедицией на Эверест, но сами на вершину так и не поднялись. Почему?
- В течение 4-5 лет надо было заниматься организацией экспедиции -подбором участников, тренировками. И было очень мало времени, чтобы поддерживать собственную форму на таком уровне, чтобы идти на Эверест. Мне было 55 лет, серьёзный возраст для таких восхождений. Поэтому вопрос даже не стоял с самого начала для меня и для старшего тренера А.П. Овчинникова, вопрос самостоятельного выхода на вершину. Я поднимался до высоты 7200 метров.

На этой высоте был базовый лагерь первой советской экспедиции 1981 года. А ещё раньше, как удачно подметили сотрудники ОКБ в своём поздравлении, Е.И.Тамм стал одним из тех, кто разбил базовый лагерь российской науки в Троицке. Будем надеяться, что у сегодняшнего юбиляра, его коллег и учеников впереди ещё много новых вершин.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 26.01.2021 12:30
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38049
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll