Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2006) Повелитель хаоса. Интервью с В. Анищенко, профессор, зав.каф. Саратовского ГУ
VAL
Дата 19.07.2016 23:45
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38059
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





ПОВЕЛИТЕЛЬ ХАОСА
Источник: http://chaos.sgu.ru/kafedra/staff/imgs/Anischenko.html

QUOTE
Идеологическая наглость, вошедшая в историю журналистики: советские газеты любили писать, что 90 процентов всех когда-либо живших ученых — наши современники. Но СССР действительно был страной ученых. Конечно, наука была закрыта и милитаризирована, но денег на мозги не жалелось — ракеты и танки требовалось оплодотворять знаниями. Казалось бы, смена общественного строя и крушение экономики должны были похоронить под своими обломками и советскую науку. Ученые — существа нежные, привыкшие к стерильным лабораторным условиям, в жестоких условиях зарождавшегося рынка они погибли бы первыми. Но наука каким-то чудом выжила. И теперь, когда с высоких трибун все чаще звучит инновационная риторика, на нее вновь обращены «взоры всего прогрессивного человечества.

Собиралась я на интервью к доктору физико-математических наук, профессору, заведующему кафедрой радиофизики и нелинейной динамики Саратовского государственного университета, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, академику РАЕН и члену-корреспонденту Международной академии информатизации, лауреату премии по физике Фонда им. А. фон Гумбольдта Вадиму Анищенко в совершеннейшем смятении. Из школьного курса физики я помнила только фотографию Эйнштейна с высунутым языком. И уже тогда точно знала, над кем смеется гений. О чем мы, физик с лириком, будем беседовать?! А потом нашла его научную работу по нелинейной динамике, которая предварялась эпиграфом из Сологуба: «Наш темный глаз печально слеп, И только плоскость нам знакома. Наш мир широкий — только склеп В подвале творческого дома», и успокоилась. Если о радостях естествоиспытателя — как задирать Природе юбки — не получится, будем говорить о поэзии.

QUOTE
— Гумбольдтскую премию вы за хаос получили?
— Именно. Более конкретно — за исследования по синхронизации хаоса.
—Она как Букер в литературе?
— Не совсем...


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 20.07.2016 00:06
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38059
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
— Кстати, а по каким критериям отбирают преподавателей и руководителей вузов на Западе?

— Основным, конечно, являются научные достижения, потому что они более объективные, чем критерии, по которым можно оценить педагогические способности. Эти критерии очень трудно перевести на язык цифр, восприятие педагога очень субъективно. Одному нравится, другому нет. Поэтому весь Запад выбрал такой путь: да, мы можем ошибиться, выбрав велико лепного ученого, но он окажется неважным преподавателем. Но вероятность такого явления очень мала. А вот если вы поставите во главу угла достижения педагогические, тогда ошибки будут сплошь и рядом.

Я действительно знаю несколько замечательных педагогов, потому что бывал на их лекциях. Но, если бы я не посещал их лекции, я бы понятия не имел, какой он педагог. Кстати, на Западе придумали, как оценить педагога.

— И как?

— Очень просто. Два раза в год производится анкетирование студентов. Студенты ставят своим преподавателям оценки, И я наблюдал, как мои друзья профессора в декабре и мае, волнуясь, ждут, когда на экране высветится рейтинг: ага, я на восьмом месте, уф, можно спать спокойно. Я на 12! Слава тебе, Господи. А вот если ты в конце списка — это проблема. Скорее всего, придется искать другую работу.

— У нас о таком анкетировании я что-то не слышала. А нет опасности, что студенты в отместку за строгость, ну там, зачет кто-то завалил, будут занижать преподавателям оценки?

— Вот уж нет! Студенты люди замечательные. Это лучшие представители молодежи, они врать не будут. Они же все прекрасно сделают, и никто никогда не пойдет на подлог и не покривит душой. А поручи такую штуку администрации, они там нарисуют рейтинги — кто к ректору ближе, тот и молодец.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 20.07.2016 00:22
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38059
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
— Ну и чтобы закончить тему реформы образования — у вас есть свой рецепт?

— Все просто. Больше свободы и денег. Сейчас мы связаны по рукам и ногам. Учебные планы и часовую нагрузку преподавателям спускает министерство образования. Представьте себе, куратор группы получает нагрузку 100 часов в год. А на выполнение курсовой работы — 4 часа, хотя над ней работать со студентом нужно весь год. За руководство аспирантом полагается в год 50 часов. Да я с аспирантами ежедневно работаю, бывает, неделями безвылазно сидим, когда проводим эксперимент! Таким образом, министерство своими планами и нагрузками абсолютно не стимулирует научную работу.

Вот я — директор Научно-образовательного центра нелинейной динамики и биофизики. Мы выиграли большой грант и за пять лет освоили примерно 3,2 миллиона долларов. Большая часть пошла на закупку оборудования для учебно-научных лабораторий. Мы создали огромную сеть из 12 новых лабораторий. Надеялись, что преподаватели будут заниматься в них со студентами наукой. Но выясняется, что это не входит в их часы. То есть, будь добр, занимайся наукой, когда у студента закончатся лекции, и в свободное от работы время. Так было и при советской власти. Всю жизнь эксплуатировали преданность преподавателей науке. Считалось, что с ученым ни делай, он науку не бросит. Старый анекдот о том, что доцент, идущий в университет, боится только одного, что ему «зарубят» пропуск в лабораторию, не потерял актуальности и сегодня. Но пора, наверное, умнеть чиновникам. Сколько же можно!

Университет — это самоорганизующаяся система. Не надо на него давить. Внешние условия — это штатное расписание, финансирование, контроль качества образования и расхода денежных средств. Все остальное — это есть внутреннее дело коллектива, и, как правило, все вопросы можно решить, руководствуясь уставом университета. Никогда еще ни один профессор не сделал ничего, что нанесло бы вред учебному процессу. Почему все думают, что, только ослабь контроль, Вадим Семенович Анищенко, который здесь проработал 44 года, тут же начнет совершать какие-то вредные и противоправные действия! Да что это за глупость такая! Доверяйте людям, которые работают в вузах за такую зарплату!


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 21.08.2018 12:12
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38059
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
— Сейчас обсуждается идея выделения 10-20 университетов, которым был бы присвоен статус национальных. Как вам она?

— Я согласен, можно выделить лучшие, раз у государства не хватает денег на всех, увеличить им финансирование. Но при этом должны быть выработаны жесткие и понятные критерии, которые отвечают концепции университетского образования, Критерии — это такая важная штука, что, если их сформулировать правильно, развитие любой структуры пойдет по верному пути.

— Так давайте сформулируем.

— С моей точки зрения, критерии (например, для преподавателя университета) умещаются на пяти пальцах. Первое, назовите мне число публикаций ваших ученых с высоким рейтингом. Второе, укажите индекс цитирования ваших работ. Это для того, чтобы понять, нужны они кому-нибудь, кроме вас. Третье, количество защищенных докторских и кандидатских под вашим руководством. Четвертое, научные гранты. Ну и пятый пункт свободный, выдумайте сами. Все. Ничего больше не надо, чтобы человек науки понял, с кем он имеет дело.

У нас критерии четко не прописаны. Почему? Думаю, это напрямую связано с недофинансированием. Потому что объявлять конкурс на должность профессора бесполезно — нет желающих. А вот если повысить зарплату профессору, сразу возникнет конкуренция и можно будет выбрать достойного.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 8.06.2020 10:27
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38059
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll