Offline

Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
    
Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 38049
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004

|
Владимир Стешенко, к.т.н.
Специалист — это звучит гордо! С новым учебным годом, или Размышления об образовании инженера-разработчика!
QUOTE | Самая нужная наука — это наука забывать ненужное. Антисфен |
QUOTE | Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного. Овидий |
QUOTE | Начну с конца, то есть подведу итоги прошлого учебного года. Итак, в 2000/2001 учебном году я выдал «на-гора» 17 дипломников (они выполняли проект под моим руководством). Это своего рода рекорд. Из них 9 человек уже в процессе обучения были оформлены на должности инженеров-конструкторов и инженеров-исследователей в Российский НИИ космического приборостроения (РНИИКП). Они выполняли там сначала курсовое, затем дипломное проектирование и остались успешно работать после получения диплома. Два дипломника, защитив дипломы на одном из предприятий г. Железнодорожного, пока не определились с выбором рабочего места — работа по специальности интересна, но малооплачиваема, а работа в сфере коммерции — не по нраву. Один выпускник после окончания остался работать на вычислительном центре кафедры в должности математика 2-й категории (потрясающая формулировка!), фактически выполняя функции системного администратора. Двое выпускников, выполнявших дипломные проекты на кафедре, ушли «на вольные хлеба». Они давно работали то ли менеджерами, то ли промоутерами (не в обиду будь сказано), и целью их образования было получение «корочек», с чем они успешно справились. Оставшиеся распределились так: один ушел в аспирантуру, правда, не МГТУ, другой — в собственную фирму (системная интеграция, Интернет-технологии, охранные системы и т. п.) и последний — на одно из предприятий г. Реутова. Примерно подобная картина наблюдается и у других руководителей дипломного проектирования.
Как видим, примерно 76 % остались «в технике». Наверное, это неплохо... |
QUOTE | Здесь мы подходим к одному из основных моментов современного положения на рынке труда и подготовки специалистов. Успешно функционирующее предприятие, неважно, частное или государственное, согласно платить достойную зарплату только квалифицированному специалисту, молодому или нет — все равно, главное — специалисту. Безвозвратно, надеюсь, ушли в прошлое те времена, когда «молодой специалист» в течение трех лет постигал основы инженерной науки на предприятии, забывая ненужные на 60 % знания, приобретенные в вузе. Приведу пример из своей переписки с одной успешно работающей российской компанией. Ее представители обратились ко мне с просьбой порекомендовать им на работу специалиста по верификации СБИС. |
QUOTE | Как видим, на адаптацию дается срок не более 1,5 месяцев. Отсюда следует однозначный вывод: если будущий инженер хочет зарабатывать на достойную жизнь, он должен уже к моменту окончания вуза являться действительно специалистом, а не носителем «корочек» и набора сумбурных знаний. Возникает закономерный вопрос о такой возможности. Не обманывается ли «юноша, вступающий в жизнь», при подаче документов в вуз на выбранное направление обучения? В состоянии ли учебное заведение обеспечить материальную базу и полноценное методическое наполнение учебного процесса на необходимом уровне?
Ответ на эти вопросы, увы, не всегда однозначен. На мой взгляд, уровень подготовки разработчика определяют следующие факторы: - полноценная фундаментальная подготовка — теоретические курсы. Помимо общетехнических дисциплин (физика, математика) сюда входят курсы «Управление в технических системах», «Теоретические основы электротехники», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Статистическая радиотехника», «Синтез систем обработки сигналов», «Цифровая обработка сигналов»; - современный курс схемотехнического проектирования с развитым лабораторным практикумом, оснащенным как макетами, так и современными рабочим местами со средствами САПР; - полноценная самостоятельная работа студентов — практика, НИРС (научно-исследовательская работа студента), курсовое проектирование, которые желательно, а подчас и необходимо проводить на предприятиях-потребителях специалистов; - обеспечение литературой и учебными пособиями, в том числе возможностью просмотров сайтов учебной направленности в Интернете. |
и т.д.
--------------------
|