Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2011) Глобальные рейтинги вузов и НИЯУ МИФИ, Лапшинский В.А. (ИТО-21, 25-26 окт, МИФИ
VAL
Дата 18.10.2011 18:27
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Авторы: Г.В. ТИХОМИРОВ, В.А. ЛАПШИНСКИЙ, Е.А. ХИЦКОВ, В.С. ФЕДОРЧЕНКО, А.Н. КУЗЬМИЧЕВ, С.А. ГАНАТ
Источник: Сб. науч. трудов Всероссийской конференции "ИТО-ХХI". - М.: НИЯУ МИФИ. 2011 - с. 154-157
Дата проведения: 24-26 октября 2011 г.

ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

Аннотация
Рассмотрены итоги работы и рекомендации группы специалистов НИЯУ МИФИ по повышению глобального рейтинга Webometrics официального портала университета, выступающего в качестве индикатора измерения сетевой и исследовательской активности, развитости научных коммуникаций и мирового ранжирования и признания среди других вузов.

В январе 2011 г. группой специалистов, созданной по приказу ректора НИЯУ МИФИ, была проведена работа и подготовлен отчет по анализу и способам повышения глобального рейтинга Webometrics [1,2] портала университета среди порталов наиболее известных вузов России и вузов в лидирующих странах мира.

Наряду с другими глобальными рейтингами (ARWU-500, QS-THES-200 etc) Webometrics (появился в 2007 г.) является одним из индикаторов для измерения сетевой и исследовательской активности вуза и развитости научных коммуникаций. Причем международное академическое сообщество оказывает последнему больше доверия, чем рейтингам, построенным на основе статистики посещения сайтов университетов.

Для составления глобального рейтинга Webometrics используются следующие показатели:
  • S (Size) – количество страниц сайта;
  • V (Visibility) – число уникальных внешних ссылок;
  • R (Rich Files) – число размещенных на сайте файлов данных и
  • Sc (Scholar), определяющий ранг вуза по индексу цитирования на основе специализированной поисковой машины Google Scholar.
Анализ данных 2007-2011 гг. показывает, что для сайта НИЯУ МИФИ имеется негативная тенденция как снижению общего рейтинга, так и составляющих его показателей, что не соответствует взятому университетом курсом на ускоренное инновационное развитие. В докладе приводятся конкретные примеры «узких мест» сайта и их влияния на глобальный рейтинг.

Таблица 1. Значение показателей рейтинга Webometrics в январе 2011 г. и позиция НИЯУ МИФИ среди российских вузов [3]

Университет S V R Sc
  • МГУ(1) 275 539 262 315
  • ГУ ВШЭ (4) 466 995 795 438
  • Каз ГУ (6) 1285 2144 685 387
  • МФТИ (20) 935 1599 1680 2265
  • Томск ПУ (8) 1403 3089 1255 280
  • МИФИ (16) 2295 2613 1607 802


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.10.2011 18:32
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Рекомендации рабочей группы

Рекомендации рабочей группы основаны на материалах, размещенных на сайте Webometrics, и на изучении (сравнительном анализе) сайта НИЯУ МИФИ с лучшими образцами сайтов мировых и российских университетов.

Первая группа рекомендаций направлена на повышение позиции сайта НИЯУ МИФИ за счет конкретных показателей S, V, R, Sc:

Размер (S). Для существенного увеличения количества страниц предлагается.
1) Присвоить сайтам обособленных подразделений НИЯУ МИФИ адреса второго уровня домена mephi.ru или рекомендовать обособленным подразделениям подготовить информацию, по заранее разработанному «шаблону», для размещения на соответствующих адресах;
2) Упорядочить адреса факультетов, кафедр и других подразделений всех образовательных учреждений НИЯУ МИФИ (домены второго уровня – третьего уровня);
3) Стимулировать подразделения НИЯУ МИФИ к обновлению (размещению) информации на соответствующих адресах. Возможно, что для этого следует разработать соответствующие инструкции, рекомендации и шаблоны;
4) Сделать англоязычную версию сайта, на которой разместить официальную информацию о НИЯУ МИФИ (структура, миссия, достижения, презентации на английском языке, новости о международных проектах и контактах).

Видимость (V). Для увеличения количества внешних ссылок предлагается.
1) Разместить на сайте НИЯУ МИФИ ссылки на сайты других вузов и обратиться к «дружественным» вузам (вузы ядерного консорциума, вузы УМО и т.п.) сделать тоже самое;
2) Обратиться к «дружественным» лицеям и школам с просьбой о размещении ссылки на сайт МИФИ на своих сайтах;
3) Проводить целенаправленную рекламу сайта НИЯУ МИФИ в Интернете;
4) Изменить дизайн страниц сайта НИЯУ МИФИ, сделав его более привлекательным для различных категорий пользователей, в частности, для абитуриентов и их родителей.

Rich Files {R}.Для увеличения количества файлов, находящихся в открытом доступе на сайте НИЯУ МИФИ предлагается.
1) Разместить на сайте некоторые файлы библиотеки в общий доступ (например: электронные издания авторов НИЯУ МИФИ);
2) Стимулировать преподавателей и сотрудников к размещению собственных материалов (пособия, статьи, презентации, программы курсов и др.) на сайте кафедры (подразделения);
3) Размещать на сайте презентации Научного совета МИФИ;
4) Размещать на сайте отчеты подразделений (отчеты СМК);
5) Размещать на сайте лучшие учебно-методические материалы, разработанные преподавателями в рамках выполнения проектов Программы создания и развития НИЯУ МИФИ;
6) Рекомендовать кафедрам на своих страничках организовать специальные разделы, в которые помещать рефераты интересных статей, подготовленные студентами в рамках научно-исследовательской работы.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.10.2011 18:35
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Вторая группа рекомендация связана с выработкой общих подходов к дизайну и структуре главных страниц обособленных подразделений, входящих в состав НИЯУ МИФИ. Данные рекомендации, в отличие от рекомендаций первой группы, тесно связаны с выработкой единого «корпоративного» стиля, который пока отсутствует. Поэтому они имеют менее конкретный характер. Однако эксперты отмечают, что задержка с утверждением фирменного стиля и брендбука приводит к уменьшению узнаваемости и запоминаемости сайтов подразделений университета, что негативно сказывается на показателях глобальных рейтингов.

Литература
1. http://www.webometrics.info/ – сайт лаборатории Cybermetrics Lab при Высшем совете по научным исследованиям Испании.
2. http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Feshenko.pdf – Фещенко А.В. Веб-сайт университета в современном информационно-коммуникационном пространстве (Томский государственный университет).
3. http://www.webometrics.info/rank_by_country.asp?country=ru – рейтинг Webometrics для российских вузов.
4. http://www.kantiana.ru/ratings/index.php - Что значит рейтинг для вуза? (на сайте Балтийского федерального университета им. И. Канта)


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.10.2011 18:47
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Дополнения к докладу:
1. http://www.kantiana.ru/ratings/rus-thes.php - Места российских вузов в рейтинге THES-QS.
2. http://www.webometrics.info/rank_by_country.asp?country=ru - Rank of Universities of Russian Federation, July, 2011.
3. http://www.kantiana.ru/ratings/arwu/ - Shanghai Jiao Tong University Academic (Сайт - Academic Ranking of World Universities (ARWU) - Шанхайский рейтинг)
4. О.А. Клименко, И.С. Петров. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ВЕБ-ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ СО РАН. - Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
QUOTE
Аннотация
В настоящее время проблема исследования научного веб-пространства является актуальной в связи со стремительным развитием сети интернет и ресурсов представленных в ней. Эти исследования позволяют определить насколько та или иная научная организация следует мировым тенденциям развития и представляет результаты работ на своѐм сайте. Обычно, чем более развит сайт организации, тем больший вес имеет она в научных кругах.

Целью нашего исследования является определение структуры и динамики развития части сети интернет, связанной с Сибирским отделением РАН.

Одним из подходов к исследованию веб-пространства является использование методов вебометрики, для получения вебометрических индикаторов, таких как количество страниц на сайте, количество входящих ссылок на ресурс, количество «мощных» файлов (doc, ppt, pdf), индекс цитирования, по которым строится рейтинг сайтов. Эти данные берутся из различных поисковых систем. Вебометрика - наука о количественных аспектах создания и использования информационных ресурсов, структур и технологий в веб-пространстве, выросшая из библиометрики и информатики. Термин вебометрика ввели T. Almind и P. Ingwersen в 1997 году. Методами вебометрики были исследованы сайты институтов СО РАН и построен рейтинг.

Другим подходом для получения данных является написание своей программы-крауера, которая, путѐм обхода и анализа всех страниц на заданном множестве сайтов, выявляет связи между элементами множества. В результате работы программы получается база данных, в которой содержится вся нужная информация о сайтах. В процессе работы было написано несколько версий краулера. Сначала однопоточная версия, потом многопоточная, где одновременно обрабатываются все сайты, это значительно повысило скорость сбора данных. Также была разработана структура хранения данных на основе файлов, для экономии ресурсов системы. В последней версии программы учитываются только уникальные гиперссылки, что позволяет исключить искажение общей картины случаями, когда одна и та же ссылка находится на каждой странице сайта. Программа имеет большую точность работы, это было проверено с помощью данных, взятых из поисковых систем, которые те позволяют получить. Они совпадали с данными полученными программой.

Краулер находится в стадии тестирования, но уже сейчас им удобно пользоваться, и его может использовать любой исследователь, который захочет исследовать взаимосвязи тех или иных сайтов.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.10.2011 18:55
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





5. Мазалов В. В., Печников А. А., Чирков А. В., Чуйко Ю.В. ЗАДАЧА ДЕЛЕЖА ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ВЕБ-КОММУНИКАТОРА КАК КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА. УДК 519.1 + 519.6, ББК 22.176
QUOTE
Аннотация
Рассматривается задача дележа затрат на создание общего сайта-коммуникатора для заданного целевого множества сайтов. В качестве математической модели предложена кооперативная игра, в которой игроками являются владельцы сайтов целевого множества, объединяющиеся для создания сайта-коммуникатора с целью уменьшения среднего количества кликов, требуемых для перехода с одного сайта на другой.
- эгоистичный подход,
- кооперативный подход,
- кооперативный подход с поощрениями

Создание сайта-коммуникатора с целью уменьшения среднего количества кликов, требуемых для перехода с одного сайта на другой - одна из задач при создании сайта факультета и его интеграции с сайтами кафедры и олимпиады нано-е!
:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.10.2011 18:59
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





6. http://www.informetrics.ru/articles/sn.php?id=62 - глобайльные рейтинги вузов Белорусских университетов


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 23.10.2011 17:40
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





7. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182904/ - федеральное Интернет-издание «Капитал страны»

Балацкий Е.В., Екимова Н. А. Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования. - Публикация 23.03.2011

QUOTE
В 21 веке начали активно возникать глобальные рейтинги университетов. Но какова история их создания? В каком состоянии находится этот процесс сейчас? Как эти рейтинги влияют на сами университеты, на правительства стран и на абитуриентов? Каковы недостатки современных рейтинговых систем?

QUOTE
Глобализация экономики привела к глобализации конкуренции. Этим процессом оказались затронуты и такие специфические хозяйственные структуры, как университеты. Между тем определить, какое из высших учебных заведений является лучше, а какое – хуже, по целому ряду причин представляется проблематичным. Если же речь идет об университетах разных стран, то оценка их качества еще больше осложняется. В связи с этим в мире разворачивается большая работа по составлению глобальных университетских рейтингов, призванных проинформировать общественность, по крайней мере, о самых лучших вузах мира. В настоящее время можно говорить о настоящей «рейтинговой лихорадке», которая близка к своему апогею.

QUOTE
...С 2009 года независимым агентством «РейтОР» при консультационной поддержке Московского государственного университета (МГУ) им. М.В.Ломоносова публикуется российский рейтинг ведущих университетов мира «Global Universities Ranking»; в дальнейшем будем называть его GUR. Основной особенностью этого рейтинга является ориентация на качество образования как некой комплексной характеристики деятельности вуза, основанной на общественном признании учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличии современной материально-технической базы и востребованности выпускников на рынке труда.


QUOTE
1. Рейтинговая революция: историческая справка
История академического ранжирования университетов, как это ни парадоксально, берет свое начало в Соединенных Штатах еще с 1870 года...

QUOTE
...В 2004 году международное рейтинговое движение было поддержано лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании и опубликовавшей свой рейтинг Webometrics [11]; в дальнейшем будем его называть Web. Эта система оценивает присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве и опирается в основном на Интернет-показатели университетских сайтов. В зону внимания Web попадает примерно 16-20 тыс. университетов, в результате анализа которых формируется итоговая таблица, включающая 4 тыс. вузов мира. Это в несколько раз больше, чем в других рейтингах. Например, ARWU анализирует только 3 тыс. вузов, а THE – 3-6 тыс.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 23.10.2011 17:41
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





продолжение...
QUOTE
2. Университетские рейтинги как элемент экономической политики
Относительно короткая новая история существования глобальных университетских рейтингов показывает, что данный информационно-аналитический инструмент постепенно превращается в один из значимых элементов конкурентной борьбы и образовательной политики. Проиллюстрируем данный тезис некоторыми яркими примерами.

QUOTE
....уже в конце XX века глобальные университетские рейтинги инициировали нездоровую политическую активность некоторых стран и конкуренцию между университетами. Однако уже в начале следующего столетия в Японии пришли к выводу, что национальные рейтинги приносят пользу, вынуждая к систематическому сбору данных и их сопоставительной оценке, а также ведут к реализации важных реформ в направлении улучшении качества [1]. Нечто похожее постепенно происходит и в отношении глобальных рейтингов.

Не менее характерный пример связан с Новой Зеландией, два университета которой в марте 2004 г. обратились к правительству с просьбой о недопущении публикации международного рейтинга, в котором их место по сравнению с британскими и австралийскими конкурентами оказалось ниже; эта просьба была удовлетворена. Ректоры были обеспокоены тем, что рейтинги негативно повлияют на их способность привлекать иностранных студентов, обучающихся на платной основе. В конечном счете, правительство разрешило опубликовать только рейтинги национальных высших учебных заведений, без сравнения их с зарубежными конкурентами [1].

QUOTE
Надо сказать, что университеты в развивающихся странах, как правило, страстно желают превратиться в университеты «мирового класса», часто ставя своей целью получить признание среди лучших университетов по международным рейтингам. По-видимому, именно этим обстоятельством были вызваны волнения в сентябре 2005 г. в Малайзии, когда по результатам публикации рейтинга THE стало известно, что два лучших университета страны оказались в нем почти на 100 мест ниже по сравнению с предыдущим годом. Эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. Несмотря на то, что указанное падение объяснялось в основном изменением методики оценки, оно было воспринято столь болезненно, что были даже внесены предложения о создании государственной комиссии по расследованию обстоятельств случившегося [20], а ректор одного из этих университетов подал в отставку [26].

QUOTE
Так, в 2009-2010 году российские вузы буквально взбунтовались против международных университетских рейтингов, полагая, что отечественная система образования в мире сильно недооценена. В результате этого Российский союз ректоров (РСР) потребовал пересмотреть существующие критерии оценки вузов. Итогом этого явилось несколько раундов встреч между представителями МГУ и рейтинга THE. В ноябре 2009 г. в МГУ состоялась первая встреча, в которой приняло участие около сотни ректоров из разных университетов России и СНГ, европейские эксперты и представители THE. В 2010 г. на промежуточной встрече в Варшаве состоялось заседание международной группы экспертов IREG, на которую была возложена обязанность по проверке правильности составления рейтинга; МГУ был принят не только в члены этой комиссии, но и в ее правление.

Впоследствии, в 2010 г., в Москве прошла еще одна встреча представителей российского академического сообщества с составителями глобального рейтинга THE – изданием «Times Higher Education» [21].
Непосредственным итогом состоявшегося диалога стало три события. Первое – подписание Коммюнике РСР и издания «Times Higher Education», в соответствии с которым РСР является главным оператором коммуникации вузов с британской стороной. Было принято решение, что по такой же схеме будут строиться отношения российских вузов с операторами других глобальных рейтингов. Тем самым возникла и оформилась цивилизованная форма интерфейса между российскими вузами и международным рейтинговым сообществом. Второе – переговоры с МГУ внесли свою лепту в решение руководства «Times Higher Education» об отказе от сотрудничества с агентством «Quacquarelli Symonds». Оператор «Times Higher Education» вместо «Quacquarelli Symonds» взял в партнеры компанию «Thomson Reuters», обладающую большим авторитетом в проведении исследований [21]. Третье – разработчики THE внесли определенные коррективы в методику рейтингования университетов и скорректировали данные об МГУ [21]. По ходу дела заметим, что сам факт разработки российского глобального рейтинга GUR при консультативной поддержке МГУ явился своеобразным актом протеста против уже имевшихся глобальных рейтингов.

QUOTE
В целом же можно констатировать, что в мире уже сложилась новая профессия – рэнкер (ranker), т.е. составитель рейтингов. Гильдия национальных и международных оценщиков вузов постепенно укрепляет свои профессиональные позиции, в том числе за счет интенсификации связей с представителями наукометрии. Некоторые эксперты даже считают, что в недалеком будущем произойдет конвергенция рейтинговых систем, разработанных для оценки вузов, с наукометрическими системами. Это позволит перейти на совершенно иной качественный уровень и измерять множество пока еще трансцендентных, трудно формализуемых понятий. Эта гипотеза подтверждается такими проектами, как разработка многомерных, картографических и персонифицированных рейтингов [26].



--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 26.10.2011 13:54
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Доклад сделан. Презентация имеется.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 31.03.2021 19:23
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll