Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> Начинающим аналитикам и ораторам!, посвящается..... :). Будущим - тоже! :)
VAL
Дата 11.09.2006 10:15
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Из одного письма:
QUOTE
Често хотел протестироваться - где и как так и не нашел. Искал, правда! Регистрировать оно меня почему-то отказало. По старому аккаунту курсы сетей за 2005 год. А Вы спрашиваете, почему нужно новую... (прим.: новую систему тестирования). Это я Вам как будущий квалифицированный эксперт-аналитик говорю.....
:)

Татьяна Гаврилова, Юрий Лаптев

Откуда берутся и куда уходят аналитики?

Ключевой момент любого проекта автоматизации - коллектив разработчиков, ответственных за создание и внедрение корпоративной информационной системы (КИС) (прим.: ну, или, к примеру, новой системы тестирования, которую создали хорошие дядьки, которые не пишут и не используют тупых ТЗ). Обычно это группа ИТ-специалистов от трех до 20 человек.
В целом требуемый уровень квалификации и численность характеристик поcтавленной задачи таков.

В группу как минимум должны входить четыре человека - руководитель проекта (менеджер), аналитик (постановщик), программист (проблемный или прикладной) и пользователь (часто в этой роли выступает заказчик, он же является специалистом-экспертом, от которо¬го берется информация). Ре¬ально в проекте задействова¬ны еще и системный админис¬тратор, и инженеры, и тестеры, и технические документаторы или редакторы (те, что готовят документацию на систему).

Таким образом, состав группы разрастается до 8-10 человек (прим.: с учетом того, что в МИФИ готовят спецов, которые и на дуде и на... В группе бываает достаточно 2-3 студентов!). Дальнейшее численное увеличение коллектива разработчиков происходит по следующим причинам:
- необходимость помощи других экспертов или учета мнения нескольких пользователей,
- потребность в проблемных и
- системных программистах при увеличении функциональности системы...

При отсутствии профессионального менеджера руководителем коллектива разработчиков является аналитик. Так как этот специалист участвует во всех стадиях проекта от технического задания до сдачи в эксплуатацию, к его квалификации предъявляются самые высокие требования.

Где взять таких специалистов, если официально ни один российский ВУЗ не дает такой квалификации? Существует два правильных ответа - вырастить у себя на предприятии или пригласить квалифицированного консультанта (прим.: растим, растим? :)).

Поскольку (к сожалению) вторая версия в России не очень по¬пулярна, обсудим первый вариант. Попытаемся дать наброски к портрету аналитика (без претензии на полноту и точность определений).

Для этого сформулируем психофизиологические и профессиональные требования, предъявляемые этим родом деятельности.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 10:31
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природные качества личности (направленность, способности, темперамент) могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания. По-видимому, про¬фессия аналитика принадле¬жит к этой категории. По различным оценкам это одна из самых малочисленных, высокооплачиваемых и дефицитных в мире специальностей.

Пол
Психологи утверждают, что мужчины более склонны к широкому охвату явлений и в среднем у них выше аналитичность мозговой деятельности, чрезвычайно полезная для аналитика, которому необходимо развитое логическое мышление и умение оперировать сложными структурами и большим объемом информации. Кроме того, при общении с экспертами, в большинстве своем настроенными скептически по отношению к будущей КИС, постановщик-мужчина вызывает более высокую мотивацию успешности со стороны эксперта-женщины.

С другой стороны, известно, что у женщин выше наблюдательность к отдельным деталям объектов. Так что пол не является окончательным показанием или противопоказанием к данной профессии (прим.: таким образом, сочетания типа "женское ТЗ и мужская КИСка" или "мужское ТЗ и женская КИска" - это вполне подходящие варианты! И наиболее приемлемые!).

Интеллект
Это понятие вызывает самые бурные споры психологов; существует до 50 определений интеллекта, но с прагматической точки зрения очевидно, что аналитик должен стремиться к максимальным оценкам по тестам как вербального, так и невербального интеллекта. Кроме того, учитывая специфику право- и лево-полушарной мозговой асимме¬трии (грубо обобщая, левое -логическое, правое - образное), следует находить "левополушарных" аналитиков.

Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природные качества личности способности, темперамент могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания.
По-видимому, профессия аналитика принадлежит к этой категории (прим. ВАЛа: это особенно полезно знать начинающим аналитикам, чтобы.... не ошибиться в избранном направлении своей профессиональной деятельности!).

Стиль общения
Аналитик "задает тон" в общении со специалистами предприятия, он ведет диалог, и от него, в конечном счете, зависит продуктивность этого диалога.

Можно выделить два стиля общения: деловой (или жесткий) и дружеский (или мягкий, деликатный). Эксперименты подтверждают, что дружеский стиль является более успешным, так как снижает "эффект фасада" у эксперта, раскрепощает его.

Деликатность, внимательность, интеллигентность, ненавязчивость, скромность, умение слушать и задавать вопросы, хорошая коммуникабельность и в то же время уверенность в себе - вот рекомендуемый стиль общения.

Безусловно, это дар и искусство одновременно, однако психологический тренинг может дать полезные навыки.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 10:33
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Портрет идеального аналитика можно дополнить другими характеристиками -
широтой взглядов и интересов,
артистичностью,
чувством юмора,
обаянием и т. д.


Определение Ноэля (американского специалиста по интервьюированию) вполне подходит и для аналитика:
QUOTE
"Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным".


Блестящая краткая характеристика интервьюера приведена им же -
"общительный педант".
:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 10:43
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Личностные характеристики.
В дополнение к вышесказанному не требует особых комментариев требование к наличию у аналитика черт лидера.

Когнитивный стиль
Учет природы когнитивных (от англ. cognition - познание), или познавательных, процессов человека влияет на успешность его профессиональной деятельности. Эти вопросы наименее исследованы на сегодняшний день, они связаны с изучением так называемых когнитивных стилей.
Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Когнитивный стиль определяет не столько саму эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности. Иначе - это система средств и индивидуальных приемов для организации собственной деятельности.

Можно выделить несколько важных характеристик когнитивного стиля:
Полезависимостьполенезависимость позволяет человеку акцептировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и отбрасывать все лишнее, т. е. не зависеть от фона или окружающего задачу шумового поля.

Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. Помимо того, что самому аналитику необходимо иметь высокое значение этого параметра, очевидно, что поленезивисимый эксперт – специалист тоже желательный фактор. Однако приходится учитывать, что лучше общаются полезависимые люди, а потому они и более контактны. Особенно полезны для общения гетерогенные (смешанные) пары, например "полезависимый - поленезависимый" (Прим.: интересно, к какой паре тогда можно отности разработчики системы тестирования онлайн на ВАЛинфо.ру?).

Поленезависимость является одной из характерных профессиональных черт когнитивного стиля наиболее более квалифицированных аналитиков.
По некоторым данным, мужчины более поленезависимы, чем женщины.

Импульсивность - рефлексивность
Под импульсивностью по¬нимается быстрое принятие решения (часто без его достаточного обоснования), а под рефлексивностью - склонность к рассудительности. Рефлексивность, по экспериментальным данным, коррелирует со способностью к формирования понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач. Таким образом, аналитику желательно быть рефлексивным, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.

*Ригидность – гибкость.
Фактор "ригидность - гибкость" характеризует способность человека к изменению установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия, гибкие же, напротив, легко приспосабливаются к новой обстановке. Очевидно, что если эксперт еще может себе позволить ригидность (что характерно для долго работающих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста :)), то для аналитика эта характеристика когнитивного стиля явно противопоказана (!). Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.

*Когнитивная эквивалентность
Когнитивная эквивалентность характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен провести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже (?), чем у мужчин.
:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 10:48
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

При определении профессиональных требований к аналитику следует учитывать, что для грамотного и эффективного проведения процессов извлечения, структурирования и формализации информации о текущих бизнес-процессах на предприятии ему необходимы различные навыки и умения.

Аналитик вынужден иметь дело со всеми (рис. 1, прим ВАЛА: ниже будет рисунок!)) формами представления информации (данных и знаний).
Очевидно, что работа с разными "лепестками этого информационного "цветка"требует различных профессиональных навыков и умении.

Так, например, работа на уровне I8 требует от аналитика знакомства с элементами когнитивной психологии и способами репрезентации понятий и процессов в памяти человека, с двумя основными механизмами мышления - логическим и ассоциативным, с такими способами активизации мышления, как игры, мозговой штурм и др., с различными моделями рассуждений.

Изучение и анализ текстов на уровнях 11 и I4 подразумевает широкую общенаучную подготовку инженера; знакомство с методами реферирования и аннотирования текстов; владение навыками быстрого чтения, а также текстологическими методами извлечения знаний.

Разработка моделей для I2 требует квалифицированного знакомства с методологией системного анализа, методов моделирования бизнес-процессов, а иногда и математического моделирования. При разработке финансово-аналитических систем необходима серьезная подготовка по финансовому менеджменту и основам бухгалтерского учета.

Кроме того, аналитику необходимо владеть методологией разработки КИС, включая методы быстрого прототипирования.

И, наконец, программная реализация систем, в которой инженер по знаниям участвует вместе с программистом, подразумевает овладение практическими навыками работы на компьютере и, возможно, одним из языков программирования.

В теории и практике разработки интеллектуальных систем есть термин "инженер по знаниям" - это не очень удачная калька с английского knowledge engineer. Но, по сути, она довольно точно отражает инженерный характер деятельности аналитика, включающей работу как по анализу информации, так и по ее синтезу.

Обычно инженеров по знаниям "выращивают" из программистов, но это не обязательно, просто инженерный background является хорошим подспорьем в такого рода деятельности.

На самом деле очевидно, что хороший аналитик - это человек чрезвычайно широкого профессионально-личностного диапазона.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 10:52
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Теперь попытаемся ответить на вторую часть вопроса в заголовке этой статьи. Куда же уходят аналитики, если вам все-таки удалось воспитать или пригласить таких специалистов.

Ответ можно найти в работе Шнейдермана "Психология программирования", переведенной у нас еще в 1972 году. В ней приведены данные по выявлению психологических особенностей хороших программистов. Эти результаты вполне применимы и к работе аналитиков.

Было экспериментально доказано, что никаких особенных качеств у суперпрограммистов нет - среди них есть и общительные, и замкнутые, есть и право-, и левополушарные, есть простодушные и интриганы.

Но у всех у них есть то, что отличает их от продавцов или работников офиса, - качество их работы напрямую связано с оплатой труда (прим.: или каким-то еще мощным стимулом, к примеру, необходимостью положительной оценки их деятельности в виде.... :)), они наиболее "отзывчивы" к материальному стимулированию, имея возможность повышать свою производительность существенно.

■ Итак, аналитики уходят (или уезжают) туда, где их уникальные навыки и умения ценятся более достойно.

Не жалейте денег на аналитиков (прим.: еще времени и зачетов! :)). Скупой платит дважды... (прим.: очень полезное замечание!)
:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 14:03
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Источники.... и составные части для создания хорошей КИСки, например, системы тестирования
:blush2:

Присоединённое изображение
Присоединённое изображение


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 14:29
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





С целью повышения объективности при тестировании студентов можно использовать систему таксонометрической иерархии интеллектуальных навыков по Блуму [авториз. обучение] (именно для оценки знаний студентов!) или «ромашку» (ИМХО для гаданий препа! :) ).

Присоединённое изображение
Присоединённое изображение


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 14:30
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Распределение по уровням таксонометрической иерархии навыков или «техник» выглядят так:

Присоединённое изображение
Присоединённое изображение


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 11.09.2006 14:33
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Литература
1. Никитин А., Авторизованное обучение - взгляд из провинции, Компьютер Пресс, сент. 1998 г., с.56-58
2. Taxonome of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, by committee of college and university examiners, B.S. Blum, editor, New York, D. McKay Co., 1956-1964
3. Marilyn Himmel, Exam Study Guide Microsoft Training and Certification CD, Microsoft Corp., 1996
4. Джонс Дж. К., Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного конструирования. Пер. с англ., М., Мир, 1976 г., 375 с.
5. Громов Г.Р., Очерки информационной технологии, М., ИнфоАрт, 1993 г., 336 с.
6. Страссман П.А., Информация в век электроники. Проблемы управления. Пер. с англ., М., Экономика, 1987 г., 240 с.
7. www.setevoi.ru – Гаврилова Т., Лаптев Ю., Откуда берутся и куда уходят аналитики, Сетевой журнал, 2002 г., №3, с.89-91
8. Насонов К., Сети в карьере, Реферат по курсу «Локальные сети ПЭВМ», 2004 г., МИФИ, 4 с.
9. www.yandex.ru – информационно-поисковая и справочная система
10. www.job.ru – поиск работы
11. www.hse.ru – информация национальной ассоциации маркетологов при Высшей школе экономики
12. http://www.davesite.com/webstation/net-history.shtml
13. http://www.ciena.com/resources/resources_casestudies.htm
14. http://www.bls.gov/bls/blswage.htm
15. Александрович А.А., Генезис и будущее Инета: от BBC/FIDO до наноИнета, Реферат по курсу «Локальные сети ПЭВМ», 2004 г., МИФИ, 4 с.
16. Горбунов М., Зиборов А.., Николаев М., Зайцева Е., Краткий словарь компьютерных терминов, курс «Информатика», 2004 г., МИФИ, 41с.
17. www.forumit - Нариманов А., Cisco Certified Specialist – зачем и как?, IT форум, №3, 2003 г., с. 91-92
18. Картинный словарь современного английского языка (The Oxford-Duden Pictural English Dictionary/ Special edition), Oxford, Oxford University Press, Moscow, Russki Yask, 1985 г., 816 с.
19. Русско-английский, англо-русский словарь А.С. Романова (Romanov’s Russian-English, English- Russian Dictionary with special emphasis on Amarican English, Космос, ЦЭНДИСИ СССР, 1992 г., 509 с.
20. Мюллер В.К., Англо-русский словарь. 20-е изд., М., Русский язык, 1985 г.. 864 с.



--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 24.04.2022 19:15
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll