Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2006) Передача камертона... (Надежда Малявина)
VAL
Дата 8.11.2006 21:34
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Передача камертона... и власти над мужским хором Версия названия ВАЛа

QUOTE
1987 г. – участие в концертах Всесоюзного конкурса фестиваля, посвященного 70-летию Ве-ликой Октябрьской социалистической революции
1987 г. – концерты на предприятиях и стройках г. Архангельска (во время работы ССО хора МИФИ "Аккорд")
1987 г. – отчетный концерт, посвященный 30-летию хора, в Kолонном зале Дома Союзов
1987 г., 5 декабря  – концерт во Дворце культуры "Москворечье", на котором бразды правления коллективом из рук Эсфири Моисеевны Рывкиной приняла хормейстер Надежда Малявина.


Авторская версия?
5 декабря 1987 года. Дворец культуры «Москворечье». Kонцерт Мужского хора МИФИ под управлением Э.М. Рывкиной
вспоминает Надежда Малявина

Зал полон публики. Море цветов. Атмосфера проникновенно-торжественная. Все присутствующие знают, что сегодня последнее выступление Эсфири Моисеевны, и она передает хор новому дирижеру – Надежде Малявиной.

Отзвучал последний аккорд, и Эсфирь Моисеевна, найдя, как всегда, трогательные и самые подходящие слова, вручила своей преемнице «скипетр и державу» – символический золотой камертон с надписью – Художественному руководителю Мужского хора МИФИ.

Эсфирь Моисеевна Рывкина была мудрая женщина-руководитель и заранее позаботилась о своем приемнике. Прежде, чем я взяла в руки этот золотой камертон, мне пришлось, или лучше сказать, посчастливилось 10 лет потрудиться в хоре МИФИ в должности хормейстера, постепенно «врастая» в хор, учась «у станка» тонкостям управления самодеятельным коллективом.

Одновременно я работала хормейстером в Государственном Московском хоре у Владислава Геннадиевича Соколова – Народного артиста СССР – непревзойденного мастера русской хоровой школы. Такое стечение обстоятельств я считаю подарком судьбы, потому что диплом, даже красного цвета, не делает тебя еще специалистом, – нужна хорошая практика, а о лучшем для себя я и мечтать не могла.

В хор МИФИ меня «сосватала» Фрида Самойловна Старобинец, с которой мы познакомились в 1971 году. Тогда, будучи студенткой консерватории, я подрабатывала в Орехово-Зуевской детской хоровой студии, а Фрида Самойловна преподавала в музыкальной школе в Павлове-Посаде. Из Москвы ехала целая компания педагогов-музыкантов, и два часа дороги пролетали незаметно. Фрида Самойловна не раз рассказывала о Мужском хоре МИФИ, где она тоже работала, но слышать мне его еще не доводилось.

После окончания консерватории я попала по распределению в Правление Хорового общества г. Москвы на административную должность ответственного секретаря. По долгу службы мне приходилось бывать на всех смотрах, фестивалях и конкурсах столичной хоровой самодеятельности. И вот, в апреле 1977 года Правление делегирует меня на юбилейный концерт Мужского хора МИФИ, празднующего свое 20-летие в концертном зале имени Чайковского.

У меня в руках стандартный набор – цветы, адресная папка и билет на почетное место в партере.

…Ряд за рядом на сцену выходят мужчины в черных костюмах; в затянувшуюся паузу начинаю считать: …пятьдесят, …шестьдесят, …семьдесят, …восемьдесят… Kогда перевалило за сотню, у меня аж «в зобу дыхание сперло». Зрелище потрясающее! Стена из мужского хора. Захотелось сказать: «Да вы можете даже не петь, – просто постойте!!» Зная не понаслышке главную проблему любого хора – дефицит мужских голосов, – я поразилась такому изобилию поющих мужчин.

И вот ведущий объявляет: «Художественный руководитель – заслуженный работник культуры Российской Федерации – Эсфирь Моисеевна Рывкина». На сцену выходит маленькая красивая женщина с сияющими глазами, очень элегантно кланяется на встречающие аплодисменты, поворачивается лицом к хору, высоко поднимает руки и делает какой-то неимоверный жест, во время которого мелькнула мысль: «как же они вступят???…». Но хор слаженно и стройно отвечает:

Ленин! Ленин! Сердцу родной!
Ленин! Ленин! Вечно живой!
Всегда он с нами!

Мощные ми-бемоль-мажорные аккорды, как залп Авроры, сокрушают тишину переполненного зала…

В антракте я не выдержала и пошла в артистическую выразить дирижеру свое восхищение. «Вам понравилось? Правда?» – спросила Эсфирь Моисеевна по-детски наивно и немного кокетливо, глядя на меня снизу вверх. После нескольких фраз (Фрида Самойловна тоже была рядом: – «Это та самая Надя, о которой я Вам говорила») Эсфирь Моисеевна пригласила меня поработать в хоре МИФИ. Не принять такое предложение было невозможно.

Был уже конец сезона, и в хоре МИФИ меня ожидали к сентябрю.

От первой встречи с хором у меня осталось незабываемое впечатление. Д «Москворечье», аудитория №301. Хор, состоящий из одних мужчин, густо сидит полукругом в несколько рядов. Эсфирь Моисеевна стоит перед хором и не спеша рассказывает о предстоящих планах. Я скромно сижу рядышком, конечно, очень волнуюсь.

В конце своей речи Эсфирь Моисеевна говорит: «Позвольте предcтавить вам нашего нового хормейстера – выпускницу Московской консерватории – Надежду Васильевну Васильеву». Я, естественно, встаю. И вдруг… вся эта «армада», как по команде, встает стеной передо мной. Я чуть не упала от неожиданности. Этот акт галантного мужского приветствия меня тогда просто покорил.

…В хоре МИФИ работала четко отлаженная система, действующая, кстати, и по сей день:
– за каждым хормейстером закреплена хоровая партия, за которую тот отвечает целиком и полностью. Сама Эсфирь Моисеевна помимо общего руководства тоже работала как хормейстер, курируя партию своих любимых первых басов; Лия Борисовна Обшадко возглавляла (и до сих пор это делает) вторых басов – «ЛийБорискую» партию. Фриде Самойловне приходилось окормлять всех теноров, вести общий распев хора и аккомпанировать в произведениях с сопровождением. У нее была колоссальная на-грузка, которой она мечтала с кем-нибудь поделиться. Таким образом, мне, молодому специалисту, доверили партию вторых теноров, и мы не расстаемся и поныне.

Это сообщение отредактировал VAL - 9.03.2024 09:54


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 8.11.2006 21:34
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Еще одно из первых ярких впечатлений – осенний банкет очередного летия (21 год) хора. Мы, хормейстеры, сидим вместе за центральным столиком. Эсфирь Моисеевна мило ведет беседу, и вдруг весь зал (человек эдак в 200) без всякого художественного руководства грянул песню, причем вместе, слаженно и даже на несколько голосов!!!

«Это жанр саморазвивающийся и называется кулуарное пение» – прокомментировала Эсфирь Моисеевна. В консерватории мы этого не проходили, и я, раскрыв от удивления рот, глаза и уши, недо-умевала «как же такое возможно???».

Зародившееся в 60-х годах движение КСП – клуб самодеятельной песни, охватывало в 70-е го-ды всю студенческую молодежь, и среди хористов считалось неприличным не знать наизусть сотни пе-сен самодеятельных авторов – Никитина, Берковского, Кима, Суханова, Городницкого… У каждого хо-риста была толстая общая тетрадь с переписанными от руки текстами песен с гитарными аккордами (этим инструментом владел практически каждый).

Жаль, что постепенно эта традиция уходит, молодежь поет другие песни. И такой слаженности и культуры исполнения, как в былые годы на песнопениях, уже нет. И поэтому невозможно переоценить колоссальный труд, я бы даже сказала, подвиг наших «стариков», записавших и выпустивших собст-венноручно несколько компакт-дисков с лучшими песнями КСП и песнями военных лет к 60-летию По-беды.

Хочу поименно назвать героев: Александр Пономарев – художественный руководитель и глав-ный режиссер проекта, Василий Таратулов, Виталий Филиппов, Александр Назаров, Александр Ведер-ников, Михаил Короткий, Игорь Ежученков, Антон Тафинцев, Николай Малахов, Михаил Комиссаров.

Хор 70-х годов был большой и внутри бурлила своя жизнь, – возникали группировки по интере-сам, которые по-дружески противостояли друг другу.

В советские времена, когда хор куда-либо выезжал, для удобства управления его разбивали на десятки и избирали ответственного – десятника. Так возникла десятка Колосова, позже получившая озорное название «Червонец». Это были однокурсники образца 1970 года, закалившие свою дружбу в хоровых стройотрядах. Идейным вдохновителем, по-моему, был Костя Зайцев (КЗ) – прикольщик и хохмач, а его друзья-товарищи: Саша Ермилов, Миша Дмитриев, Сережа Щипин, Юра Колосов, Серега Кондратьев, Петя Ружанский, Саша Мамет, с удовольствием реализовывали эти идеи. Причем, все они были крепкие «коренные» певцы, беззаветно преданные хору. Что удивительно и достойно восхище-ния, – этих ребят до сих пор связывает тесная дружба, скрепленная разросшимися семьями. А тогда они держались вместе, как один кулак, и лидерствовали в хоре с легким налетом «дедовщинки». Есте-ственно, это не всем нравилось.

И в противовес «Червонцу» возникла «Оппозиция» – группа сплоченных однокурсников более молодого поколения, сумевших утвердить свою самостоятельность. А когда из «оппозиции» выкри-сталлизовался великолепный вокальный ансамбль «Седьмой сезон», то авторитет ее еще более воз-рос в хоре. В составе ансамбля пели очень одаренные ребята: Виталик Филиппов, Вася Таратулов, Ко-ля Малахов, Юра Решетников и Вася Городнов. Позднее к ним присоединился Саша Пономарев. Они эталонно исполняли КСП-ешные песни в многоголосной оригинальной аранжировке, не раз демонстри-ровали «высший пилотаж» на КСП-ешных слетах и были предметом особой гордости хористов.

Видимо, их творчество, а может и вся атмосфера 70-х годов сподвигли и других ребят проявить себя в жанре ансамблевого пения. Почти каждое последующее поколение выдвигало из своих рядов поющие бригады. Заметно выделялась в хоре компания агарковцев (Игорь Агарков и К) под экзотиче-ским названием «Семикантроп», снискавшая себе популярность несколько эпатажно-гусарским имид-жем.

В стройотряде на Атоммаше Володя Алферов сплотил вокруг себя поющих студентов и этот ан-самбль тоже стал заметной «боевой единицей». Позже из этих ребят отпочковался ансамбль помень-ше под названием «Слоны» (не знаю почему?). Не стоит, однако, проводить параллели с вокальными данными этих благородных животных, – ансамбль был хороший, чему неоднократно свидетельствова-ли призовые места на фестивалях КСП. В конце концов многолетняя дружба троих «слоников» Вити Андреева, Володи Королева и Игоря Рожнина превратила его в трио.

Очень симпатичен был лично мне квартет скромных студентов в составе Сережи Гришина, Анд-рея Толочко, Саши Ведерникова и Сергея Малявина. Они пели для себя, нигде не выступая, но с большим художественным вкусом.

Из старшего поколения лидеров неформальных песнопений хотелось бы назвать Вардана Сар-кисяна и Валерия Лапшинского, свободно владеющих гитарой и практически всем репертуаром само-деятельных авторов.

Сейчас хор другой. Солидный полувековой юбилей расслоил личный состав на несколько поко-лений. Если раньше все между собой были на «ты», то сегодня молодежь называет «стариков» по имени-отчеству, т.к. многие по возрасту годятся им в отцы; у нас даже есть пример хоровой династии – отец и сын Таратуловы. А если бы Юрий Сафронович Игнатьев был жив, то он мог бы стоять в партии первых басов рядом со своим внуком Артемом, на груди которого уже сверкает золотой значок почет-ного хориста. Такой возрастной диапазон, с одной стороны, обогащает взаимоотношения в хоре, а с другой – несколько сдерживает инициативы молодежи, которая стесняется выступать «поперек бать-ки». И призывы «стариков»: «Берите хор в свои руки, управляйте!» – повисают в воздухе, потому что важные вопросы все равно решаются «на высшем уровне».


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 8.11.2006 21:35
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Не могу себе представить наш хор без «аксакалов», тех, кто со дня своего прихода в хор несет его на своих плечах уже несколько десятилетий. Именно благодаря Вам мы имеем возможность каждый год пополнять наши ряды молодежью без потери качества. На мощном буксире Вашего опыта мальчишки, вливаясь в основной состав хора, быстро овладевают певческими навыками, осваивают репертуар и перенимают славные хоровые традиции. Когда вы стоите передо мной в концерте и мы понимаем друг друга с полувзгляда, с полужеста, – я ощущаю надежный тыл и уверенность в том, что мы идем правильным путем.
Спасибо Вам, дорогие мои!


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 8.11.2006 23:40
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





Название раздела в версии Д. Анохина
У новых горизонтов
Дмитрий АНОХИН (2-й бас, хорист с 1986г.)

Ясным зимним субботним днем хор МИФИ давал большой сольный концерт в ДК «Московоречье». Прежде подобных выступлений было много. И все же это, состоявшееся в конце 1987 года, выходило из общего ряда. Основательница хора Эсфирь Моисеевна Рывкина последний раз поднималась на сцену, чтобы своими неповторимыми и так знакомыми хористам-«старикам» жестами повелевать Музыкой.

В зале не было свободных мест. Приехали давние воспитанники Эсфири Моисеевны из Электростали, выступали с дружескими приветствиями многие хоровые коллективы Москвы. В конце второго отделения баритон Володя Моргунов закутал нашу тетю Фиру в огромную пушистую белую шаль и тепло-тепло обнял. Так она и осталась в нашей памяти – светлой маленькой женщиной, благословляющей своих мальчиков на будущие концерты…
Впрочем, не только мальчиков. В тот день Эсфирь Моисеевна передала символический камертон новому художественному руководителю - выпускнице Московской консерватории, ученице замечательных мастеров, корифеев хорового искусства, народных артистов СССР, профессоров Клавдия Птицы и Владислава Соколова.

Спустя два с небольшим года, когда основательницы нашего хора не стало, Надежда Васильевна признается: «Только сейчас я поняла, какой тяжести ноша лежит на моих плечах. Ведь после каждой репетиции Эсфирь Моисеевна созванивалась со мной, выспрашивала, что у нас да как, и, конечно, давала советы…»

В это время менялась наша страна, наше общество, вся наша жизнь. Конечно, хор МИФИ не мог остаться в стороне от всех этих изменений. Под руководством маэстро Малявиной коллектив быстро и уверенно обосновался на профессиональных подмостках Московской консерватории, дважды был призером межреспубликанских конкурсов мужских вузовских хоров «Рижский петушок» в Латвии. Продолжались активные поиски новых гастрольных горизонтов. И вот весенним вечером 1991 года на рядовой репетиции появился не знакомый хористам седовласый джентльмен в очках и дорогом костюме. Нас попросили спеть «Колыбельную» Брамса. Джентльмен слушал, закинув голову на спинку кресла, а потом улыбнулся и сказал по-немецки: «Вы меня и вправду усыпили». Господином этим был Герхард Боргман – гражданин Австрии, открывший нам не только поющую Германию, но и вообще дальнее зарубежье. Через несколько месяцев мы приняли гостей их саарского Фюрта в Москве, а следующей весной отправились в Германию.



--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
redactor
Дата 13.11.2006 12:47
Quote Post
Offline



Редактор
*

Профиль
Группа: Хористы
Сообщений: 49
Пользователь №: 965
Регистрация: 6.11.2006





QUOTE
И поэтому невозможно переоценить колоссальный труд, я бы даже сказала, подвиг наших «стариков», записавших и выпустивших собственноручно несколько компакт-дисков с лучшими песнями КСП и песнями военных лет к 60-летию Победы.

А эти диски где/как/у кого можно добыть? Я бы с удовольствием послушал...
А если там качство приемлимое, то подобные записи можно было бы и в какой-нибудь юбилейный диск включить (как звуковое приложение к книге :))

PMEmail Poster
Top
VAL
Дата 13.11.2006 22:58
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
А эти диски где/как/у кого можно добыть? Я бы с удовольствием послушал...

Это к Таратулову...

Качество там не всегда хорошее. Но выбрать можно. Скорее всего диски пойдут отдельно как-то.
Как и диски Брусницына с видео. Он, кстати, 12 ноября на банкете распростронял DVD к 50-летию.
особенно хорошо получилось "Как молоды мы были..."


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
redactor
Дата 8.12.2006 16:34
Quote Post
Offline



Редактор
*

Профиль
Группа: Хористы
Сообщений: 49
Пользователь №: 965
Регистрация: 6.11.2006





QUOTE
У новых горизонтов Дмитрий АНОХИН (2-й бас, хорист с 1986г.)

Эта статья была где-то опубликована, если да, то скажите, где?
Есть предложение поместить ее начало в качестве эпиграфа к статье НВ. Ведь это всегда хорошо, когда статья предваряется цитатой из какого-нибудь великого писателя. :)
PMEmail Poster
Top
VAL
Дата 9.03.2024 09:48
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37771
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll