Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


Dragon77577

Статистика активности
Всего полезных сообщений 15
( 0.03% всех сообщений форума )
Сообщений в день 0
Регистрация 22.04.2006
Наибольшая активность в Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ"
10 сообщений в этом форуме
( 67% всех активных сообщений пользователя )
Часовой пояс пользователя 28.03.2024 18:58
Связь
E-mail Отправить
Integrity Messenger Нет информации
Имя в AIM Нет информации
Номер ICQ Нет информации
Имя в Yahoo Нет информации
Имя в MSN Нет информации
Личное письмо Отправить
Информация
Вебсайт Нет информации
Дата рождения Нет информации
Место жительства Нет информации
Увлечения Нет информации
Личные данные
Группа Участники
Статус Нет информации
Аватар
Подпись
10 последних сообщений пользователя Dragon77577
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Заключение
Думаю вам было интересно, если чего-то важного вы не нашли на форуме в этой теме, то обязательно скачайте реферат в УМ’е. Там-то уж точно есть все (как в Греции!) или почти все (в Греции тоже не все есть!).
Играйте на гитаре ибо это здорово, весело, приятно, полезно, фэшинебельно и , я бы даже сказал, модно. А здесь вы сможете найти практически все, что вам нужно для Игры на гитаре.

Играйте на гитаре!
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Урок № 7. Гитара и влажность.
Дамы и господа! Рано или поздно придет зима, и бессмысленно отвергать этот факт. Зима прекрасна, зимой мы чаще, чем летом, сидим, укутавшись теплый халат или свитер, и обнимаем нашу "любимую и единственную, самую красивую и послушную" шести, семи и даже (возьму на себя смелость утверждать) двенадцатиструнную подругу дней наших суровых. Что может быть приятнее ???
Но так ли хорошо себя чувствует наша любимая? "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"
Дело в том, что зима вместе с теплом батарей несет нам сухость, и, несмотря на снежинки за окном в нашей квартире, как правило, влажность резко падает. Мы в ответ на это мажем свое лицо и руки кремами, но что мы делаем для наших любимых гитар? Влажность - один из самых важных факторов в жизни гитары. При резком падении влажности дерево высыхает, и корпус инструмента может дать трещину. Трещину, естественно, можно заклеить, но избавиться от косметического шрама, оставляемого трещиной, уже практически невозможно. Как Вы сами понимаете - лучше этого не допускать.
Что же делать? В первую очередь давайте поговорим о симптомах сухости у гитар. Как определить, нужна ли срочная помощь?
Возьмите гитару в руки и пальцем проведите по краю грифа, там, где заканчиваются лады. Если края ладов кажутся Вам слегка выступающими за край грифа (другими словами, если, проведя пальцем по краю грифа, Вы ощущаете, что края ладов Вас слегка царапают) - это верный знак! Гитаре срочно нужна помощь! Однажды мне пришлось ремонтировать Кремону, у которой ширина ладов была на несколько миллиметров больше, чем ширина грифа! Играть на ней было вообще невозможно. Происходит это потому, что при уменьшении влажности дерево сжимается, а лады (металлические) остаются неизменными. Еще один признак изменения влажности - строй гитары. Если Ваша гитара всегда хорошо держит строй, даже при регулярной игре, но вдруг в одно прекрасное зимнее утро Вы обнаруживаете, что она не строит, или строит, но почему-то на полтона ниже - это скорее всего из-за влажности.
Какие же гитары больше всего подвержены влиянию влажности? По логике вещей, чем тоньше дерево, тем быстрее оно отдает и набирает влагу, поэтому корпуса акустических и полуакустических гитар более всего подвержены изменениям влажности. Ламинат редко трескается, это обосновано его структурой, а вот цельное дерево трескается куда быстрее. Получается, что чем дороже и лучше у Вас инструмент, тем он "нежнее".
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, - это как бороться с недостатком влажности. Можно пойти в магазин и купить "хьюмидифаер" (увлажнитель воздуха для комнаты). Но есть более простое и верное средство: возьмите кусок губки, размером примерно с пачку сигарет или чуть больше, и положите его в полиэтиленовый пакет. Нагрейте нож на огне и запаяйте пакет. Теперь возьмите шило, нагрейте его на огне и проплавьте в одной стороне пакета 10 - 15 дырочек по 1,5 - 2 мм каждая. Поздравляю Вас - ваш "хьюмидифаер" готов! Дальше все просто - пакет кладется под кран, пока губка полностью не намокнет. После этого он выжимается и протирается сухой тряпкой или полотенцем. Теперь Вы смело можете положить его в чехол, где лежит Ваша дорогая подруга. Постарайтесь, чтобы сам пакет ее не касался. Через дырочки в полиэтилене влага от губки будет постепенно выходить, пока не выйдет вся и губка не станет сухой. Процедуру можно повторять по необходимости.
Вариант второй: что делать, если Вы такие же фанатики, как и я, и не храните гитару в чехле, а держите ее
на подставке поближе к рукам?!.
В принципе идея та же: губка и дырочки, но технология несколько другая. Вам нужно найти полую резиновую трубку длинной около 30 - 35 см, а диаметром 1,5 - 2 см.
Взять шило, нагреть и проделать дырочки в трубке. После этого взять губку и ножницами нарезать на кусочки по размеру чуть большие, чем ширина трубки.
При помощи отвертки или похожего инструмента плотно затолкать кусочки губки в трубку.
Края трубки я бы рекомендовал запаять или закрыть кусочками пробки. Такое приспособление можно засунуть в отверстие резонатора между, например, 3-ей и 4-ой струной, так, чтобы оно свободно болталось внутри корпуса, краем закрепленное между струнами (нужно, что бы диаметр трубки был чуть больше расстояния между струнами).
И в том и в другом случае губка выпускает избыточную влажность, а гитара ее впитывает. Подобные приспособления иногда можно приобрести в музыкальном магазине. Постарайтесь не переусердствовать - избыточная влажность также не рекомендуется, хотя она и не так страшна, как недостаточная.
Если вопрос влажности Вас беспокоит, я бы порекомендовал также купить прибор, который определяет влажность в помещении. Часто он продается в наборе с комнатным термометром. Наиболее благоприятная для гитар влажность между 40% и 60%. [5]
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Урок №6 и №7 содержат информацию о том, как выбрать и сохранить гитару.
Урок № 6. древесина и звук.
В этой статье речь пойдет о влиянии дерева на звук инструмента. Все мы знаем, что на звук любого вида гитар (а акустических особенно) влияет множество факторов - размер инструмента, его форма, крепление пружин, и даже такие, казалось бы, малозначимые вещи, как вес грифа и струнодержателя. Но главное - это дерево, именно с него все начинается.
Ни для кого не секрет, что все гитары звучат по-разному и одна из главных причин этого явления - разница в сортах дерева, из которого они изготовлены. Поэтому, отбросив все мелкие детали и условности, мы сейчас попытаемся выяснить, каким же образом влияет на звук гитары сорта древесины, из которых она изготовлена.
Какие же породы дерева используют в гитаростроении? Скажу честно - их так много, что я даже затрудняюсь перечислить все, но есть, что называется, "традиционные" сорта и от них мы и будем отталкиваться.
Начнем с главного: верхней стенки коробки. Это часть инструмента - наиболее влияющая на звук. Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней стенки - это ель (spruce) и кедр (cedar). Как правило, ель придает звуку более резкий и звонкий оттенок, а кедр более мякгий и "обволакивающий". В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую "sitka spruce". Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на передних стенках более дорогих инструментов можно увидеть "engelmann spruce", этот вид еще называют "немецкой елью". Растет она в основном в Альпах и в Канаде. Она мягче обычной ели и, соответствено, звук у нее не такой резкий. На вид она тоже отличается от обычной ели - имеет белый оттенок, почти молочный цвет. Особо хорошо это видно на более старых инструментах, где sitka становится золотистого цвета, а engelmann - слегка желтоватой.
В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше $3000 можно увидеть ещё один подвид ели - "аdirondack spruce" - "красную ель". Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka, но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из "sitka spruce". Отсюда вывод - самые популярные виды дерева для передней стенки: ель или кедр. Кедр придает звуку более мягкий оттенок, но зато ель более звонкая. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; она как хороший коньяк - чем старше, тем лучше. У кедра это качество практически отсутствует. Но в любом правиле есть исключения - иногда попадаются приятно звучащие и довольно дорогие иструменты, где вся дека (и верх, и низ, и бока) сделаны из красного дерева, или из дерева коа, но это, как я и говорил, исключения. Подавляющее большинство гитар все же изготавливается с передней стенкой из ели или кедра. Особено кедр популярен в классических гитарах.
Перейдем к бокам и задней стенке коробки. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные - "mahogany" (красное дерево), "rosewood" (палисандр) и "maple"(клен). Не все, что хорошо для электрогитар, хорошо для "акустики", например ольха и липа практически не используются, но давайте по порядку. Стандартом принято считать красное дерево и палисандр. Все остальные материалы принято сравнивать именно с ними.
Красное дерево придает инструменту мягкий "ровный" звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно, то есть красное дерево - прекрасный выбор для тех, кто любит игру "переборами". Также, при использовании систем амплификации (звукоусиления) этот вид дерева дает прекрасные результаты - особенно, если инструмент не имеет внутреннего звукоснимателя и записывать приходится в обычный микрофон.
Палисандр же обладает более глубоким и "вязким" звуком - это особено чувстуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Записать в микрофон такие гитары несколько сложнее, но если электроника встроена в гитару, то результаты будут хорошими.
Все остальные виды, как я говорил, сравнивают с этими двумя. Например, клен обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево.
Еще одно довольно известное дерево в гитаростроении - орех. Почему-то большинство мастеров-одиночек Америки и Канады обходят гитары из ореха стороной, оставляя их производство большим компаниям. По-моему, это ошибка: я играл на нескольких совершенно потрясающих инструментах из ореха. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты.
Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Информации по этому дереву немного, поэтому поделюсь личными впечатлениями. На мой взгляд, звук коа немного глуховат. Он мягкий и достаточно глубокий, но я в нем не слышу звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева, который я когда-либо видел.
В заключении нужно добавить, что самым "элитным" деревом в акустике считается бразильский палисандр. До 1969-го года практически все использовали его в гитаростроении, но правительство Бразилии запретило его экспорт и теперь за две хорошие сухие досочки для стенок гитары приходится выкладывать до $2000, что мало кому по карману. Поэтому большинство современных гитар сделаны из палисандра, экспортированного из других регионов. Надо заметить, что акустические свойства того или иного дерева меняются в зависимости от того, где это дерево росло. Этот список можно было бы продолжить, но перечислить все невозможно, а мы рассмотрели практически все основные сорта, встречающиеся в "акустике". Остальное я бы назвал скорее исключением, нежели правилом.
По прочтении всего вышеизложенного становится ясно, что хороший мастер, перед тем как начать делать гитару, думает о том, какой звук он хочет ей придать. Сразу после принятия определенного решения он выбирает материал для передней и задних стенок - это самое важное.
Конечно, наш рассказ весьма поверхностен, тем более, что понятие "глубокий звук" или "мягкий звук" весьма относительны. Но, во всяком случае, большинство мастеров и гитаристов сходятся во мнении, которое я и описал выше.
У нас остается гриф, накладка и струнодержатель. На мой взгляд, эти элементы или вообще не влияют на звук, или я обладаю недостаточным слухом, чтобы почувствовать разницу. Тем не менее, спешу сообщить, что грифы, в основном, делаются из красного дерева или (чуть реже) из клена. Это твердые и относительно недорогие породы. В классических гитарах ещё часто используют кедр с вклеенной полоской черного дерева (эбони). Черное дерево очень твердое и его так же принято использовать для накладок и струнодержателей. Но оно довольно дорогое, поэтому, если у вас не мастеровая гитара, то скорее всего накладка и струнодержатель на ней будут из палисандра. Это тоже неплохо - палисандр помягче чёрного дерева, но вполне пригоден. Я читал публикации гитаристов, утверждающих, что накладка из черного дерева "приятнее" и им легче играть на инструментах с такими накладками. Я не смею насмехаться или даже спорить с таким мнением, но скажу, что я лично не знаю никого, кто с закрытыми глазами мог бы отличить накладку из палисандра от эбони путем взятия аккорда или ноты на грифе...
Вот, собственно, и всё. Остались только декоративные детали, такие как бортики, детали розетки и тому подобное. Чаще всего они пластиковые. На дорогих инструментах встречаются и деревянные, но уж на звук они точно никак не влияют.
Есть мнение, что сорт дерева, из которого сделаны пружины, тоже придает оттенок звуку, но на мой взгляд гораздо большую роль играет сама форма и размер пружин а сделаны они обычно из того же материала, что и верхняя стенка.
Итак, породы дерева мы рассмотрели и можно с уверенностью сказать, что как минимум в девяти из десяти случаев ваша акустическая гитара будет сделана из дерева, описанного в этой статье. Теперь давайте рассмотрим еще несколько важных моментов связанных с деревом. Как мы уже, наверное, знаем, большинство относительно недорогих акустических гитар сделаны не из цельного дерева, а из ламинированного и, надо отметить, что в последнее время ламинированные гитары становятся все лучшего и лучшего качества. Я, например, пробовал ламинированные инструменты, где я не мог определить по звуку, что дерево не цельное. В принципе, главное, чтобы верхняя стенка была из "настоящего" дерева, а все остальное уже менее важно. В ламинированных гитарах влияние дерева на звук значительно меньше - прессованные слои дерева не вибрируют так свободно, как цельная деревянная пластинка, поэтому "индивидуальности" у этих инструментов поменьше.
В качестве совета: если вы ищете гитару до $300, то на дерево вообще не обращайте внимания - главное, что нужно рассмотреть - это удобство игры, качество склейки и, конечно, звук! Но мы отступили от темы - вернемся к дереву.
Еще один немаловажный момент - это расположение волокон. Посмотрите внимательно на любую приличную акустическую гитару - вы увидите, что и передняя, и задняя стенки деки состоят из двух симметричных половинок. Причем не только сама форма, но и расположение волокон обычно симметрично. И сами волокна тоже расположены ровно. Достигается это путем специальной системы нарезки дерева. Считается, что это наилучший способ заставить дерево оптимально вибрировать. Кроме того, нужно обратить внимание на расстояние между волокнами, особенно на передней стенке. Обычно, чем больше расстояние, тем мягче дерево и, соответственно, звук более мягкий и менее звонкий. Считается, что наилучший вариант, это когда расстояние между волокнами - от 1мм до 2мм по всей поверхности. Кроме того, неплохо, когда это расстояние не сильно меняется от центра передней стеки к ее краям. Другими словами - ровные и параллельные волокна дают возможность дереву вибрировать наиболее свободно, а, значит, и дарить нам хороший и красивый звук!
Надеюсь, что по прочтении этой статьи, если вы и не решите посвятить свою жизнь искусству изготовления акустических гитар, то уж во всяком случае вопросов, связанных с тем, из каких пород дерева эти гитары сделаны, у вас не возникнет.
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Это полезно знать (6-струнные гитары бывают разные).

Урок № 5. Классификация гитар.
Прежде чем говорить о семействах инструмента под названием шестиструнная гитара, скажем пару слов о месте шестиструнной гитары в общем множестве музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты состоят из множества семейств или групп, которые входят друг в друга. Общая схема такова - существуют крупные объединения инструментов (духовые, клавишные, струнные, ударные и т.д.), внутри струнных инструментов существуют свои градации (смычковые, щипковые и т.д.), щипковые в свою очередь тоже распадаются на группы (гитары, балалайки, банджо и т.д) и наконец среди гитар можно выделить 6-струнные гитары, 7-струнные гитары, 12-струнные гитары, бас-гитары и др.

Основное деление шестиструнных гитар на группы происходит в зависимости от типа корпуса гитары:
Гитары с полностью пустым корпусом, так называемые Акустические гитары. Это инструменты появились самыми первыми из гитар.
1 Гитары с цельным корпусом, но в котором есть пустоты, так называемые Полу-Акустические гитары.В этих гитарах центральная часть корпуса сделана из цельных кусков древесины а боковые части содержат пустые области.
2 Гитары с корпусом без пустот, так называемые ЭлектроГитары, они же "цельнокорпусные", иногда их корпус называют "доской". У них корпус из сплошной древесины в которой нету пустот.

Сразу оговорюсь, под упомянутыми выше пустотами в корпусе имеются в виду акустические пустоты, то есть сделанные для резонирования в них звуковых волн инструмента. Пустоты сделанные для размещения в них звукоснимателей, ручек регулировки, проводов и т.д. в данном контексте не учитываются.
Приведенные выше три типа корпуса гитары оказывают существеннейшее влияние на звучание инструмента и характер исполняемой на нем музыки.
АКУСТИЧЕСКИЕ ГИТАРЫ
Под акустическими гитарами понимаются инструменты с пустыми корпусами. В данном обзоре представлены основные форматы этих инструментов.
Следует знать, что каждый из инструментов в настоящее время может быть оборудован звукоснимателем (магнитного типа или пьезо) и звучать через системы усиления.
Помимо рассматриваемых здесь существует еще множество вариантов акустических гитар (разного рода концертные, эстрадные, именные инструменты), однако базируются они на приведенных здесь. Инструменты с цельным корпусом и при этом с возможностью звучать подобно акустическим здесь не рассматриваются.
Классическая (или "Испанская") Гитара
Это наиболее старый консервативный тип инструмента. На нем в основном играют произведения классических жанров а также некоторые фольклорные формы (например, фламенко).
Именно этот инструмент изучается в музыкальных школах, консерваториях и прочих музыкальных учебных заведениях классического профиля.
На этих инструментах стоят нейлоновые струны, играют на них обычно без использования медиатора. Для этого инструмента существует "строгие" классические школы игры, постулатам которых должны соответствовать гитаристы исполняющие академическую музыку.
На основе этого инструмента существуют похожие модели однако с металлическими струнами - так называемые "подъездные", "походные", "бардовские" (очень недорогие) гитары, на которых играет большинство людей в России. Такие гитары предназначены для аккомпанемента пению и на большее они просто не способны. Рис. 20. Коллекция
DREDNOUGHT
Также
эти инструменты называют "кантри" или "вестерн" гитарами.
Эти гитары с металлическими струнами предназначены для
игры в самых разнообразных стилях и самыми разнообразными способами.
Пожалуй это
самый популярный формат гитар для акустических музыкантов всего мира профессионально работающих в "неклассических" стилях.
На этих гитарах играют в основном медиатором (для того чтобы не повредить корпус инструмента, на верхней деке установлена пластиковая накладка "слезовидной" формы).
JUMBO
Это гитары с очень большими корпусами и очень громким звуком.
Такие инструменты предназначены в основном для акомпанемента (пению или соло-инструментам) и используются по большей части в Рок, Поп, Бзюз, Кантри музыке.
Эти гитары идеальны в роли ритм-гитар.
На такого типа инструменте аккомпанировал своему великолепному пению Elvis Presley.
Поскольку эти гитары также предназначены для игры медиатором - на них стоят металлические струны, а на корпусе предохраняящая пластиковая накладка.
ARCHTOP
Эти гитары стали выпускаться по технологиям сходным со скрипичными.
Подобно скрипке, альту, велончели, контрбасу у этих гитар присутствуют вырезы на корпусе в форме эф (f), бридж на основе опоры-мостика с последующим закреплением струн на "трапеции" и выпуклую верхнюю поверхность корпуса, за которую эти гитары и получили свое название
Archtop.
Эти гитары обладают хорошим резким, прекрасно читаемым звучанием в соло-игре и потому они очень полюбились джазовым гитаристам.
Второе название этого инструмента - "джазовая" гитара. Первое время после своего появления эти гитары выпускались без звукоснимателей.
Потом с изобретением звукоснимателей, эти инструментами стали первыми электрогитарами, ибо цельнокорпусные инструменты появились значительно позже.
Еще позже появились полу-акустические гитары, с корпусом в котором была цельная центральная часть и пустые боковины. Эти гитары поскольку звучали и внешне выглядели очень похоже также стали называть ArchTop.

Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Вот теперь можно приступать к игре!

Урок № 4. Основные виды динамики и приемы игры.
Таблица 7. Основные виды динамики.
Обозначение название
ppp пиано-пианиссимо(черезвычайно тихо)
pp пианиссимо(очень тихо)
p пиано(тихо)
mf меццо-форте(средне)
f форте(громко)
ff фортиссимо(очень громко)
fff форте-фортиссимо(черезвычайно громко)
< крещендо(постепенное нарастание силы звучания)
> диминуэндо(постепенное ослабление силы звучания)
Основные приемы игры.
Таблица 8. Основные приемы игры.
название особенности

Скольжение(Slide)
Скольжение(глиссандо) - искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой(иногда и правой) руки. "Скольжение" достигается за счет плавного скольжения пальцев по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах.

Hammer и Pull(легатто)
Эта техника часто используется в блюз-роковой музыке. Ниже указаны основные приемы этой техники:

указательный палец берет ноту как обычно, а другой палец резко бьет эту же струну на одном из ладов, расположенных выше(этот прием - hammer)

сначала звучит вторая нота из предыдущего способа, затем другой палец снимается и звучит нота, взятая указательным пальцем
повтор 1-го или 2-го способа на двух нотах дает продолжительное легатное звучание(трель) и обозначается Tr

Бенды.
Бенд (Bend) (подтяжка) - один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становиться выше.
Различают:
Таблица 9. Разновидности бендов.
название особенности
полутоновый бенд(обозначается 1/2) струна должна звучать на полтона(на один лад)выше

тоновый бенд(обозначается 1 или "Full") струна звучит на тон (на 2 лада)выше
полуторотоновой бенд(обозн.1 1/2) струна звучит на полтора(на 3 лада)выше
микробенд(обозн.1/4) труна слегка подтягивается, звук чуть повышает свое звучание(приблизительно 1/4 тона)
При исполнении бендов очень важно "не промахнуться" и подтянуть именно на столько на сколько нужно, а не ниже и не выше - потому как иначе это не красиво слушается. При бенде приходится полагаться на собственный слух и по этому стоит проверять себя. Возьмите струну, зажатую на седьмом ладу, затем сделайте "Full" бенд, затем зажмите ту же струну на 2 лада выше, т.е. на 9 ладу. Теперь сравните звучание на 9 ладу со звучанием Вашего бенда. Поначалу стоит делать эту проверку, пока Вы не почувствуете, что бенды "звучат". Бенды также можно делать на аккордах, то есть на нескольких струнах одновременно - обычно на двух, (например, первую струну зажать на 11 ладу и вторую на 10 ладу - после чего ударить медиатором и одновременно обе ноты подтянуть). Одной из разновидностей аккордного бенда является прием когда из всех прижатых струн подтягивается только одна. К такого рода бендам относятся унисонные бенды. Зажимается первая струна на 8 ладу, а вторая на 11 ладу. Потом по этим струнам ударяется медиатор, первая струна стоит на месте, а вторая подтягивается на один тон, пока не начинает звучать как вторая на 13 ладу, то есть в унисон с первой на 8 ладу. Чаще всего бенды выполняются безымянным пальцем, при этом указательный и средний тоже принимают участие в бенде, зажимая также струну на предыдущих безымянному пальцу ладах. Таким образом, струна тянется совместными усилиями трех пальцев. Легче всего струны тянутся где-то в середине грифа, то есть в районе 12 ладов.

Баррэ
Баррэ—один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают малое и большое баррэ.
При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом—пять или шесть.
В нотах этот прием обозначается римской цифрой и пунктиром, указывающим на лад и продолжительность приема: V------: Иногда пунктир отсутствует.
Прием баррэ сложен; отрабатывая его, обратите внимание на следующее:
1) Первый палец левой руки выпрямлен и плотно прижимает
струны перпендикулярно грифу, ближе к ладу.
2) При выполнении большого баррэ на шести струнах первый палец не должен выходить далеко за гриф: кончик пальца находится чуть выше края грифа.
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, вы почувствуете, что ваша левая рука быстро устает. Не переутомляйтесь, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям. Со временем вы сможете сыграть их полностью, соблюдая необходимые правила.
Вибрация
Вибрация (вибрато) — одно из наиболее важных средств музыкальной выразительиости. В переводе это слово означает «дрожание». Вибрато увеличивает длительность звучания
и придает ему мягкость и певучесть. Звуки, извлеченные этим приемом, напоминают человеческий голос.
Вибрато осуществляется путем покачивания пальца левой руки на прижатой струне. Покачивание производится кистью. В исполнении вибрато важно ощутить тяжесть кисти в месте соприкосновения пальца со струной.
Вибрато возможно также и в аккордах. В этом случае оно выполняется с помощью пальцев, прижимающих струны к грифу. Возможно вибрато и в положении баррэ: здесь оно выполняется с помощью пальца, участвующего в исполнении мелодии. Покачивающее движение делает только этот палец.
Упражнения для левой руки. В пьесах для гитары иногда встречаются отрывки, предназначенные для исполнения только левой рукой, без участия правой.
Исполнение левой рукой характерно для испанской школы игры на гитаре. Для отработки этого приема существуют специальные упражнения и этюды. Эти упражнения очень полезны, т. к. укрепляют пальцы левой руки и развивают их подвижность. В зарубежных изданиях этот прием обозначается словами «izqierda sola» (только левой рукой).
При выполнении упражнений приемом «только левой рукой» первый звук на открытой струне извлекается одним из пальцев левой руки, который, подцепляя струну, заставляет ее звучать. Остальные звуки извлекаются другими пальцами приемом легато.
При исполнении приемом «только левой рукой» звука на одном из ладов палец левой руки сильным ударом перпендикулярно грифу извлекает нужный звук и остается на грифе, давая этому звуку звучать необходимое время. Переход в другую позицию делается при помощи глиссандо.
Очень полезно проигрывать приемом «только левой рукой» мажорные, минорные и хроматические гаммы.
Основные обозначения приемов игры
Очень часто в зарубежных изданиях над символами тех или иных обозначений добавляется буква, помогающая понять, какой именно прием игры имеется в виду (для примера см. обозначение приема "бэнд"). Так, под буквой H (от англ. "hammer") обычно имеется в виду восходящее легато, под P (pool)- нисходящее легато, а под S (slide)- глиссандо.
Таблица 11. обозначение различных приемов игры.
Название обозначение
/ - slide up (восходящее глиссандо) ---5/8---
\ - slide down (нисходящее глиссандо)
---8\5---

h - hammer On (восходящее легато)
---5h7---
p - pull off (нисходящее легато)
---7p5---7p5h7---
^ - bend (бэнд) ---5^7---

~ - vibrato (вибрато) ---10~~~---
\x - slide to nowhere (глиссандо без конечной ноты, применяется обычно в конце фразы)
---5\x---
H - harmonic natural (натуральный флажолет)
---H---
---7---
A - harmonic artificial (искусственный флажолет)
---A---
---14--

P.M. - palm mute (приглушение)
---P.M.---
----10----
-----8----
-----8----

Wh - whammy bar (использование рычага тремоло)
---Wh---
---10---
T - tapping (тэппинг)
---T---
---8--- Примечание: при игре 2-голосных партий обеими руками могут добавляться обозначения: r (right) - правая рука и l (left) - левая рука.


( ) - ghost (необязательные ноты) ---(8)---
S - slap (слэп)
---S---
---6---
НОТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Реприза:
||-----------||
||*---------*||
||-----------||
||-----------||
||*---------*||
||-----------||
Размер (4/4):
---------------
-4:------------
---------------
---------------
-4:------------
---------------
Рис 14. Нотные обозначения.
Длительности нот:
w (whole) - целая
h (half) - половинная
q (quarter) - четвертная
e (eighth) - восьмая
s (sixteenth) - шестнадцатая
t (32nd) - тридцатьвторая
x (64nd) - шестьдесятчетвертая
^ (triplet) - триоль
Длительности пауз:
W (whole) - целая
H (half) - половинная
Q (quarter) - четвертная
E (eighth) - восьмая
S (sixteenth) - шестнадцатая
T (32nd) - тридцатьвторая
X (64nd) - шестьдесятчетвертая

Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Валерий Алексеевич, спасибо за интересную ссылку. Думаю она пригодится всем тем, кто заинтересован.

Итак, гитара настроена и ноты изучены, но остались еще аккорды.

Урок № 3. Аккорды и табулатура.

В широком смысле слова аккордом называется созвучие из нескольких звуков разной высоты, построенное в данной гармонической системе по определенному принципу. В классической гармонии под аккордом подразумевается сочетание трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Самый простой вид аккорда терцевой структуры- трезвучие.
Трезвучия
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучия делятся на несколько видов:
Примеры:
С - мажорное трезвучие; в его состав входят ноты C, E, G
Cm - минорное трезвучие; в его состав входят ноты C, Eb, G
C+5, Caug - увеличенное трезвучие; в его состав входят ноты C, E, G#
C-5, Cdim - уменьшенное трезвучие; в его состав входят ноты C, Eb, Gb
Септаккорды
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорды делятся на несколько видов:
Примеры:
Cmaj7 - большой мажорный септаккорд; в его состав входят ноты C, E, G, B
C7 - доминантсептаккорд; в его состав входят ноты C, E, G, Bb
Cmmaj7 - большой минорный септаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, G, B
Cm7 - малый минорный септаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, G, Bb
Cm7b5 - полууменьшенный септаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, Gb, Bb
C0 - уменьшенный септаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, Gb, Bbb (энгарм. A)
Аккорды с задержанием (sus)
Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором ступень III заменена ступенью IV или ступенью II. Обозначение: sus4, sus2; добавляется после основного обозначения аккорда
Примеры:
C7sus4 (или C7sus) - доминантсептаккорд с задержанной IV ступенью; в его состав входят ноты C, F, G, Bb
Csus2 - трезвучие с задержанной II ступенью; в его состав входят ноты C, D, G
Аккорды с надстройками
Помимо трезвучий и септаккордов существуют аккорды, включающие в себя пять и более звуков. Примеры:
C9 - мажорный нонаккорд; в его состав входят ноты C, E, G, Bb, D
Cm9 - минорный нонаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, G, Bb, D
Cm11 - минорный ундецимаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, G, Bb, D, F
C13 - мажорный терцдецимаккорд; в его состав входят ноты C, E, G, Bb, D, F, A
Альтерированные аккорды
В септаккордах определенные ступени (как основные, так и надстроенные) могут понижаться или повышаться на пол-тона; тогда такие аккорды будут называться аккордами с альтерированными ступенями или альтерированными аккордами. Обозначение: b(ступень), #(ступень); добавляется после основного обозначения аккорда.
Примеры:
C7b5 (или C7-5) - доминантсептаккорд с пониженной V ступенью; в его состав входят ноты C, E, Gb, Bb
C7#5#9 (или C7+5+9) - доминантсептаккорд с повышенными V и IX ступенями; в его состав входят ноты C, E, G#, Bb, D#
Аккорды с добавленными ступенями (add)
Данный вид аккордов представляет из себя трезвучие или септаккорд с какой-либо дополнительной ступенью.
Обозначение: add(ступень); добавляется после основного обозначения аккорда.
Примеры:
Cadd9 - мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью; в его состав входят ноты C, E, G, D
C7add13 - доминантсептаккорд с дополнительной XIII ступенью; в его состав входят ноты C, E, G, Bb, A
Секстаккорды
В классической теории секстаккордом называется первое обращение трезвучия, однако в современной музыкальной практике под секстаккордом также подразумевается четырехзвучный аккорд, состоящий из трезвучия с добавленной VI ступенью.
Обозначение: 6
Частный случай секстаккорда- секстаккорд с добавленной IX ступенью.
Обозначение: 6/9
Примеры:
C6 - мажорный секстаккорд; в его состав входят ноты C, E, G, A
Cm6 - минорный секстаккорд; в его состав входят ноты C, Eb, G, A
C6/9 - мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью; в его состав входят ноты C, E, G, A, D.
Пропуски тонов в аккордах
При необходимости в аккордах позволяется пропускать некоторые тона для его изложения меньшим количеством голосов. Ни в коем случае не допускается пропуск III ступени (терции) и VII ступени (септимы), так как они определяют принадлежность аккорда к тому или иному классу.
Аккорды нетерцевой структуры
Наряду с аккордами, звуки которых расположены по терциям, существуют аккорды нетерцевой структуры. К их типичным представителям относятся квартовые аккорды (квартаккорды), звуки которых построены по чистым или чистым и увеличенным квартам. Стандартного обозначения такие аккорды не имеют и используются довольно редко (например, в модальной музыке).
Еще один тип аккордов нетерцевой структуры- так называемые power chords, состоящие из двух звуков- тоники и квинты. Обозначаются они цифрой 5 (С5, D5 и т.д.) и часто используются в рок-музыке.
Аккорды с дополнительным басом
Иногда в музыкальных произведениях встречаются аккорды, в которых басовая нота не является тоникой. В таком случае аккорд записывается двумя буквами, разделенными косой чертой; при этом первой буквой обозначают непосредственно сам аккорд, а второй- бас, с которым его необходимо сыграть.
Примеры:
D7/A - ре-доминантсептаккорд с басом A
Fm7/Bb - фа-минорный септаккорд с басом Bb
Графическое изображение аппликатуры аккорда
В некоторых нотных сборниках и учебных пособиях встречается так называемая "сетка"- графическое представление аппликатуры аккорда. Сетка представляет собой шесть параллельных линий (вертикальных или горизонтальных), обозначающих струны гитары, и перпендикулярные им линии, представляющие лады. Если аккорд берется в открытой позиции, то "нулевой" лад выделяется тем или иным способом; в ином случае около лада указывается его порядковый номер. Внутри получившейся "сетки" точками обозначается расположение пальцев левой руки на ладах (аппликатура). При этом тоника аккорда может выделяться тем или иным способом. В случае, если в аккоде присутствуют открытые (незажатые) струны, в начале грифа около соответствующей струны ставится символ "о", т.е. "нулевой" лад, а если какие-либо струны не участвуют в звукоизвлечении, то они обозначаются крестиком.
Табулатура
Слово табулатура произошло от латинского слова tabula (доска, таблица) и означает систему записи музыкальных звуков, альтернативную нотному письму. Каждый конкретный вид табулатуры связан со спецификой музыкального инструмента и его устройством. Обычно табулатура не дает полной информации о музыкальном произведении, поэтому ее используют совместно с нотной записью. Применительно к гитарам табулатура представляет собой шесть (по числу струн) горизонтальных линеек, в которой верхняя линейка соответствует первой струне, нижняя- шестой. В остальном табулатура не отличается от нотного письма, за исключением того, что вместо нот указывается цифра, соответствующая ладу, на котором извлекается нота.

Применение табулатуры позволяет довольно быстро исполнять музыку начинающим гитаристам, не имеющим практики чтения нот с листа. В то же время музыкант, привыкший к использованию табулатуры, при ее отсутствии окажется в нестандартной ситуации, непозволяющей исполнить музыкальное произведение "с ходу". Поэтому, при серьезном отношении к гитарному исполнительству, предпочтительнее учиться читать нотное письмо- при постоянной практике это будет не сложнее, чем чтение табулатуры.
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Урок № 2. «Нотные азы».
В нотах, написанных специально для гитары, зачастую встречаются очень много символов, в которых непосвященному человеку разобраться довольно тяжело. Отчасти это объясняется тем, что у гитары, как и любого другого инструмента, есть своя специфика игры, характерные приемы звукоизвлечения и т.п., и иногда нотный материал без указания таких гитарных "подсказок" не может передать полную информацию для правильной игры. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные обозначения, встречающиеся в гитарных переложениях. Но перед этим необходимо сделать важное замечание. Дело в том, что пока в нотном мире нет какого-то устоявшегося стандарта на обозначения, характеризующие игру на гитаре. Как правило, каждое крупное издательство, а тем более отдельные педагоги, могут применять какие-то свои обозначения, часто не совпадающие друг с другом. Поэтому в нотных сборниках обычно указывается расшифровка применяемых обозначений (как правило, наибольшие разночтения возникают именно с различными гитарными приемами игры).
Основные обозначения
Буквенное обозначение нот
В современной музыке запись звуков различной высоты производится с помощью нотной системы. Однако довольно часто можно увидеть и буквенное обозначение звуков, а цифро-буквенное обозначение аккордов в гитарной практике давно стало стандартом. Что же из себя представляет буквенная система?
C D E F G A B
До ре Ми фа соль Ля си
Рис 1 . Буквенная система1
Как видно из таблицы, определенной букве латинского алфавита соответствует определенная нота. Следует заметить, что на самом деле буквенных систем существует две- в таблице приведен так называемый американский вариант. В классической музыке, а также в отечественной литературе принят европейский стандарт, приведенный ниже.
C D E F G A H B
до ре ми фа соль Ля си си-бемоль
Рис 2 . Буквенная система2
В настоящий момент европейская система является устаревшей и рассматривать ее мы не будем так как практически во всей литературе, посвященной эстрадной музыке, применяется вышеописанный американский вариант.
При необходимости применить знаки альтерации (диез или бемоль), их добавляют непосредственно после написания букв: С#- до-диез, F#- фа-диез, Bb- си-бемоль, Eb- ми-бемоль.
Обозначение струн
Струны гитары обозначаются цифрами, заключенными в кружок:
При этом первая струна соответствует самой тонкой (высокой) струне гитары, а шестая струна- самой толстой (низкой). Необходимо также помнить, что гитара является транспонирующим инструментом, и ее звуки записываются в нотах на октаву выше реального звучания. Это сделано для того, чтобы весь диапазон гитары, записанный в нотах, мог уместиться на одном нотоносце в скрипичном ключе, что значительно упрощает чтение нот.
Обозначение ладов
В случае, если аппликатура (способ расположения и порядок чередования пальцев) жестко задана, то в нотах может встречаться указание лада, на котором берется та или иная нота. В этом случае лад обозначается римскими цифрами, помещаемыми над или под нотоносцем:
Обозначение баррэ
Баррэ (одновременное прижатие пальцем левой руки нескольких струн) может обозначаться в нотах несколькими способами. Иногда ноты заключаются в вертикальную квадратную скобку, иногда указываются пальцы левой руки, но чаще всего баррэ обозначается римской цифрой, соответствующей ладу, на котором берется баррэ, с горизонтальной пунктирной линией, охватывающей аккорд.
Обозначение пальцев правой руки
При игре пальцами правой руки в нотах приняты их обозначения прописными латинскими буквами, представляющими собой сокращение от испанских названий пальцев:
p (pulgar)- большой палец;
i (index)- указательный палец;
m (medium)- средний палец;
a (anular)- безымянный палец;
e (extremo)- мизинец (используется редко).
Эти буквы обычно выставляются над или под нотоносцем:
Обозначение пальцев левой руки
Пальцы левой руки имеют следующие обозначения:
1- указательный палец;
2- средний палец;
3- безымянный палец;
4- мизинец;
T- большой палец (используется редко). [1]
Длительность нот
Самая длинная нота - целая, которая дробится на более короткие длительности. Изучите по приведенной таблице соотношение длительностей.

Звукоряд гитары.
В приведенной таблице в кружочках обозначены струны, на которых следует играть данные ноты( находятся слева). Вверху( над грифом гитары) номера ладов. И соответственно на пересечении столбцов( струна-лад) вы найдете искомую ноту.

Рис. 1. Звукоряд гитары.
Выглядит страшно, но не стоит пугаться! Просто играйте. Сначала совсем простое, затем по нарастающей. И Вы сами не заметите, как выучите эту таблицу.
Знаки альтерации.
Полутон.Тон
Полутон - ближайшее, наименьшее по высоте расстояние между звуками. На грифе гитары полутоны определяются металлическими пластинками( ладами): любой лад дает полутон вверх (движение пальца по струне к низу) или вниз (на лад вверх). Т.е. если мы дернем первую струну, а затем прижмем ее на первом ладу, то повысим звук на полутон.
Тон - это расстояние в два лада.
Повысить или понизить звук на полутон или тон можно, применив специальные знаки альтерации.
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Урок № 1. Настройка.
Я постараюсь наиболее доступно объяснить принцип настройки.

Существуют различные варианты настройки. Я лично использую два-три. Наиболее простой и целесообразный - настройка первой струны, самой тонкой, а затем всех остальных. Гитару лучше всего строить под камертон, который имеет обычно звук "ля" первой октавы, - в этом случае первую струну зажимают на пятом ладу. Настроив указанную струну, все остальные затем следует зажимать также на пятом ладу, подстраивая под открытую соседнюю, более тонкую струну. Исключением будет третья струна, которую нужно прижать на 4-м ладу. Данное правило стоит запомнить сразу.

Но может возникнуть вопрос:" А если нет камертона?" Конечно, имеются альтернативные способы извлечь "ля". Способ первый: что такое "ля"? Это 440 колебаний в секунду. Следовательно, обладая навыками программирования, можно написать программу, ну, предположим, в Basic'е. Либо настроив некий прибор на данную частоту. Сложно? Возможна настройка по пианино. Тогда первую струну лучше строить под звук "ми" первой октавы( струна не прижата,открыта). Нет пианино? Ну, тогда советую воспользоваться телефоном. Просто поднимите трубку и стройте (как по камертону) первую на пятом, а дальше по изученной схеме. Но также следует помнить, что звук в телефоне примерно 400 колебаний в секунду, следовательно, струну нужно чуть "перетянуть". Но мне кажется, что лучше купить камертон, он не такой уж и дорогой.

Остальные способы хороши для более точной настройки. Вот два из них.

Свойства гитары Вы изучите потом, так что поверить придется на слово. Настроив по первому способу, проверьте себя:
6-я на десятом - как четвертая открытая.
Восможно проверить флажолетами:
Не стоит расстраиваться, если сразу настроить не получается, со временем все доведется до автоматизма. [2]
Таблица 1 Эквивалентность
Струна = Струна
Третья струна на девятом ладу первая открытая
4-я на девятом вторая открытая
5-я на десятом третья открытая
6-я на десятом четвертая открытая
первая на седьмом вторая на пятом
третья на седьмом четвертая на пятом
четвертая на седьмом пятая на пятом
пятая на седьмом шестая на пятом
Сейчас существуют гитары с встоенными приборами для настройки, что довольно удобно. Но советую хотя-бы один раз настроить инструмент самостоятельно. К тому же помните, что гитара имеет свойство самопроизвольно расстраиваться (хотя, конечно, не самопроизвольно, а под воздействием внешних факторов: влажность, прогиб грифа и т.д. ).
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Открываем интересную тему.

Бросайте все и берите гитару в руки

Введение
Многие молодые ребята и девчата не отрываются от компьютеров и очень к ним привыкли, чтобы как-то их отвлечь, нужно предложить им что-нибудь более интересное чем компьютер… Гитара – прекрасный музыкальный инструмент, достаточно простой в использовании, почему бы не попробовать научиться играть на гитаре?

В этой теме собрано все самое интересное и полезное для игры на гитаре ( в УМ’е можно скачать одноименный реферат). Прочитав (и обязательно потренировавшись и усвоив) несколько первых урлоков вы сможете назать себя начинающим гитаристом.

Потом с опытом к вам придет и потребность в хорошем интсрументе. Кажется, что звуки вы извлекаете правильно, а что-то не так, что-то режет слух (если он есть), оказывается дело может быть не только в натяжке струн, но и в том, что корпус сделан из сосны. Да и разновидностей гитар много, и фирм гитары выпускающих тоже много, для того, чтобы вы не заблудились в «гитарном лесу» в работе присутствуют разделы по классификации и описанию групп инструментов и разделы рассказывающие о конкретных моделях инструментов и их составляющих. Вобщем, читайте, учитесь, играйте и пойте, главное не перебарщивать (и не раздражать соседей ужасным звуком из огромных колонок).
Книга-летопись к 50-летию клуба "КСП МИФИ" [ Учись сам... Играть на гитаре! ]
Валерий Алексеевич, а можно - ли в качестве л\р Web выкладывать на сайте реферат "Самоучитель игры на гитаре"?
Это будет интересно.