Не могла пройти мимо этой темы... Был момент (а именно прошлым летом), когда этот вопрос меня очень сильно интересовал..вопрос о качествах, которыми должен обладать преподаватель.. Навеяны мысли были некоторым опытом преподавательства..
Надо отметить, что студентики были всего-то на год меня младше, поэтому это наложило, возможно, какой-то отпечаток на мои выводы.. Но все же приведу мысли того периода (возможно, некоторые из них, здесь уже упоминались): "Настоящие Преподаватели - это люди, от общения с которыми остается глубокий след в душе. Люди, которые меняют. Конечно же тех, кто к этому хоть как-то стремится. Их не забываешь всю жизнь и теплая Благодарность никогда не перестанет согревать воспоминания.
Рецепта нет. Но вот на мой взгляд те качества, которые присущи всем им:
1. Преподаватель Любит людей. Просто. Не за что-то. Это должно идти изнутри к каждому. Если нет...то лучше не тратить время и нервы. Никому пользы не принесет
2. Вытекает непосредственно из п.1. Он помнит каждого и относится к студентам, как к личностям, а не как к неодушевленной, кишашей массе автоматического принятия информации.
3. Он Умный. по жизни. И профессионал (бесспорный) своей темы. Но не перестает ставить себе сложные задачи и с искренним интересом искать решения. Нет предела совершенству и он это знает
4. Когда ему задают вопрос, который ставит в тупик, он не боится признать этот факт. Не боится уронить свой авторитет.. Он НАМНОГО ВЫШЕ этого. Ищет ответ на вопрос вместе со всеми. Не пытается показать себя недосягаемой по интеллектуальной развитости и крутизне добытой за прошлые годы информации субстанцией. Ему не надо ничего показывать. КАЖДЫЙ уважает его Ум и стремится быть таким же...
5. Студент всегда лучше знает то, на что он способен. Поэтому преподаватель обязательно поинтетесуется оценкой самого студента своих знаний/своего ответа. а что дальше? Как решать проблему, если мнения кардинально расходятся...вот здесь уже роль того самого Таланта преподавателя и педагога...
6. Он не боится по-человечески просто общаться со студентами вне занятий..но это совершенно никак не сказывается на учебном процессе.
7. Он шутит. Остроумно и в тему.
вообще, всему этому сложно научиться.. я не говорю, что Преподавать не надо учиться вообще...если бы Моцарт не знал ноты, то о его существовании вряд ли кто-то подозревал сейчас...
Чтобы быть Преподавателем тоже надо знать..какую-то в своем роде "нотную грамоту"...и иметь Талант Талант "БЫТЬ_ОЧЕНЬ_ХОРОШИМ_ЧЕЛОВЕКОМ"
и это не так просто, как некоторым может показаться...это один из редчайших Человеческих Талантов.... и один из наиболее ценных"
Вообще, сейчас читаю замечательную книгу Дениса Брайена о жизни Альберта Энштейна.. Все больше прихожу к выводу, что Энштейн - это мой идеал преподавателя..(и здесь определяющим фактором является не столько его гениальность, сколько манера общения со студентами) |