Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (1998) К. Протасов в "И-Ф". Почему уезжают, молодые специалисты из России?
Полосатая
Дата 25.04.2005 22:14
Quote Post
Offline



Старшекурсник
***

Профиль
Группа: Выпускники
Сообщений: 101
Пользователь №: 188
Регистрация: 11.02.2005





(1998) Почему уезжают молодые специалисты из России? Что же заграницей привлекательного?
Автор: Константин Протасов
Источник: опубликовано в газете "Инженер-физик"

…Хорошо ли для России, что молодые (и не очень) ребята уезжают за границу? Не знаю. Реальная альтернатива отъезду состоит в уходе в другой вид деятельности: торговлю, банковские операции и так далее. Большинство моих сверстников так и вынуждены поступать. Если через некоторое время ситуация в стране нормализуется и государство снова сможет и захочет поддерживать фундаментальные исследования, для людей, ушедших из науки, обратный путь заказан. Для меня же такое возможное возвращение состоит в трех часах перелета от Москвы.

…Об обменах между МИФИ и Университетом Жозефа Фурье ( в Гренобле четыре университета, поэтому я указываю тот, в котором преподаю и в который приезжают наши ребята). Идея обменов - чистая случайность, а точнее- цепочка случайностей.

Первая случайность состоит в том, что еще в семидесятые годы во Францию в Институт ядерных исследований (в котором я сейчас работаю) приезжал ученик Фаддеева Станислав Петрович Меркурьев. Здесь в течение нескольких месяцев он работал, естественно, познакомился со многими людьми, в том числе и с профессором Франсуа Брютом – деканом физического факультета Гренобльского университета. Лет через пятнадцать он снова приезжал в Гренобль. К этому моменту он уже был членом-корреспондентом Академии наук и ректором Ленинградского университета. А Франсуа Брют занимался международными делами в Гренобльском университете.

Тогда – то (а все это происходило в начале девяностых годов) возникла идея обменов между Ленинградским университетом и Университетом Жозефа Фурье. Эти обмены существуют и ныне.

В 1992 году появился Гренобле я (уже в качестве постоянного сотрудника института).
Франсуа Брюта я знал очень хорошо, поскольку мы работаем в одной теоретической группе, он мне помогал в устройстве здесь на работу. Одним словом, отношения у нас очень хорошие, и я ему предложил расширить обмен и на другие учебные заведения и, в первую очередь, на МИФИ.

…Надо сказать, что основная проблема между МИФИ и Университетом Жозефа Фурье в том, что между ними нет научных связей.

К моему огромному сожалению, МИФИ крайне медленно меняет свою международную политику (так и не удалось уговорить начальника иностранного отдела на то, чтобы МИФИ вступил в сеть международного обмена студентов по физике), и в результате мы не можем искать стабильные источники финансирования обменов. Если бы удалось найти реальный научный интерес в обменах между МИФИ и институтами Гренобля, то было бы намного проще «подкреплять» их поездками студентов. Мы так и пытаемся действовать, например, в случае с институтом Курчатова. Такие связи нам очень нужны. Их даже проще финансировать.

О подготовке специалистов во Франции и в МИФИ
Сравнивать мифистское образование сегодняшнее и то, которое давали 15 лет назад, на мой взгляд, не очень правильно. Цели у тех студентов и нынешних ребят разные. Поэтому правильнее будет сказать, что лично для меня было самым важным в моем мифистском образовании.

Во-первых, очень прочное и разностороннее образование. По специальности я – физик - теоретик, но мой первый год преподавания во Франции (по чисто бюрократическим причинам) я провел на лабораторных работах. В течение нескольких лет читал математику студентам-физикам третьего курса. В этом году – квантовую механику для математиков. Большого труда мне это не составляет: заслуга очень хорошего и широкого мифистского базового образования.

Во-вторых, критическое отношение ко многим вещам. Думаю, что общее свойство научного образования - критический взгляд на вещи. Мне кажется, что именно оно позволило мне, а особенно моим сверстникам, которые вынуждены были поменять специальность, принимать самостоятельно нелегкие решения в критических ситуациях.

В качестве анекдота, иллюстрирующего мои слова, приведу случай из моей уже здешней жизни. В 92-м году я участвовал в конкурсе на то место, которое занимаю сейчас. И должен был выступить с пятнадцатиминутным докладом перед комиссией, которая «нанимает» на работу. Большинство конкурентов - мои сверстники, недавно защитившиеся, - посвящали эти пятнадцать минут рассказу о своих диссертациях. Ребята готовили десяток «прозрачек» и пытались их быстро показать. К тому времени у меня уже был десяток научных публикаций, и за таткой кратких промежуток я не смог бы о них полно рассказать. Поэтому решил подготовить одну – единственную «прозрачку», где указал задачи, которыми занимался и которыми хотел заниматься. Мои коллеги настойчиво отговаривали от такого подхода и просили увеличить их число «как того требует традиция». Я настоял на своем. Представил лишь одну «прозрачку» - и в течение пятнадцати минут рассказывал об интересующей меня физике. Как узнал потом, это было шоком доля членов комиссии. Но шоком - положительным, поскольку в моем случае вопросом для всех было не столько мое знание физики, сколько умение говорить по-французски (я его учил сам, о чем напишу ниже) и «без бумажки». Как Вы понимаете, пост я «выиграл», а мои коллеги мне еще долго припоминали эту единственную «прозрачку».

Третье, на мой взгляд, важное качество мифистского образования - умение идти до конца в решении любой задачи. Этому нас учили (и как учили!) на нашей родной кафедре теоретической физики. Все, кто прошел через курс Виктора Павловича Силина с задачками, выкладки в которых могут длиться не один десяток страниц, думаю , помнят об этом. В то время такие «неэлегантные» решения представлялись нам не очень полезными. Сейчас же умение идти до конца в решении той или иной задачки, не делая при этом ошибок (или быстро находя их), для меня является неимоверно важным. Это умение идти до конца, пробуя разные пути и решения на некоторое время, но никогда его не забрасывая, было действительно развито в институте.

Во Франции (как и в России) готовят специалистов по-разному. И отвратительно, и хорошо, и великолепно. Структура высшего образования во Франции достаточно сложная с долгой историей. Отмечу лишь некоторые черты, необходимые для понимания.

«Основная масса» научных работников готовится в так называемых высших школах, на поступление в которые существует большой конкурс. Во французские университеты отбора нет и быть не может по определению. По существующему здесь законодательству университет обязан взять на учебу всех абитуриентов, получивших диплом об окончании средней школы и изъявивших желание учиться в этом университете. Раньше во Франции диплом об окончании школы (аналог нашего аттестата) получали очень немногие. В результате некий отбор в университеты существовал. Сейчас, после нескольких лет правления социалистов (с их желанием дать аттестат всем или почти всем), школьный аттестат «обесценился», в университет может записаться фактически любой. Высшее образование во Франции. Высшее образование во Франции бесплатное, а почему все больше и больше ребят записываются в университеты. Семьи живут хорошо и могут прокормить ребенка до очень солидного возраста. Так университет постепенно превращается в некий «отстойник» перед попаданием в категорию безработных (количество рабочих мест для людей с университетским образованием не может расти пропорционально числу студентов). Реальный отбор существует лишь на пятый курс, который готовит студентов к написанию специального диплома и потом, может быть, к аспирантуре.

В чем основное, на мой взгляд, отличие французской университетской системы от нашей : в свободе движения. Во Франции человек может ежегодно менять университет, учась по одной и той же специальности, а может и специальность поменять. Такая система хороша для людей , которые знают, что хотят, и для тех, кто ошибся в выборе профессии (можно поменять специальность без проблем). Плоха он тем, что «давление» на студента мало и его «насильно» выучить невозможно. Другая «плохая» сторона такого образования- отсутствие «школы».

Очень тяжело и создавать единые программы для всей страны, и связывать между собой программы на различных курсах даже в одном университете. Это практически невозможно, а в результате – «случайность» (или, точнее говоря, «элемент случайности») в выборе курсов.

Студент может иметь «дыры» в образовании, поскольку проучился «не в том» университете.

В нашей стране, как вы знаете, система другая (была, по крайней мере). Человек имеет один шанс выбрать интересующую его специальность (поменять специальность крайне сложно, поскольку это сопряжено попаданием в армию). Если он угадал, великолепно. Из него система сделает очень хорошего специалиста. Образование четкое, скоррелированное и хорошо адаптированное (я пишу о том, что было). Если он не угадал, будет маяться. На мой взгляд, это не очень гуманный подход, но зато эффективный. Я предпочитаю нашу систему и во Франции учиться бы не хотел(во всяком случае, не в университете). Но опять – таки хочу подчеркнуть, что сравнение «лучше-хуже» дело бесполезное. Здесь просто другая система, более адаптированная к местным условиям и традициям. Особенно традициям! Если во Франции заикнуться о введении платы за обучение в университете или о вступительных экзаменах, удавят на месте. Это- завоевания, добытые в результате трудной социальной борьбы.

Как я выучил французский
Вас интересует, как я попал первый раз во Францию? Отчасти случайно. В 1988 году мой научный руководитель «вывез» меня в Италию на школу по физике антипротонов. «Вывез» - самый правильный глагол, поскольку в тот момент основная проблема состояла в получении разрешения на выезд заграницу. Это было непросто, я должен был пройти «все прелести» партийных комиссий (облегчало процедуру то, что я был членом партии заместителем секретаря парторганизации отдела ФИАНа). НА этой-то школе я и познакомился с моим нынешним коллегой и соратником Жаумом Карбонелем, с которым завязалось научное сотрудничество. Именно он и пригласил меня сюда, сначала на месяц, потом на три, о потом на полгода.

…Реально я стал учить Французский в 1992 году, когда был приглашен в Гренобль на шесть месяцев. Решил проблему достаточно просто. В первые же дни купил телевизор и старался его смотреть все свободное время. На работе попросил коллег говорить со мной исключительно по-французски. И все. Изучения языка (равно как и изучение любого другого предмета) – вопрос желания и необходимости. Мне надо было его выучить, я это сделал. Единственная разница по сравнению с «каноническим» обучением состоит в том, что учил прежде всего «полезные вещи», а не грамматику. В результате мне очень легко говорить по-французски, а писать намного сложнее.

Учеба в МИФИ
Учеба была для меня самым светлым пятном в МИФИ. Она была моей целью и отдушиной. В ней я находил удовольствие и нормальные человеческие отношения. Она была противовесом комсомольско-партийной деятельности, которой приходилось отдавать много времени и сил (трудное тягостное воспоминание).

Правда была и другая отдушина - скандально известная команда регби МИФИ. С простотой и искренностью человеческих отношений в противовес бесконечным «дипломатическим играм» на партийно-комсомольской стезе.
Вернемся, однако, к воспоминаниям приятным – о преподавателях МИФИ. Они составляли единую школу и олицетворяли для меня единую систему великолепного физического образования. Постараюсь вспомнить «по порядку» появления их в моей жизни. Начну все-таки с кафедры, на которой провел большую часть своего мифистского времени, - кафедры теоретической ядерной физики.

Искренне благодарен всем моим преподавателям: и уже ушедшим из жизни, как Юрий Петрович Никитин и Игорь Юрьевич Кобзарев, и ушедшим из института, как Альберт Соломонович Шварц, и, насколько мне известно, ныне преподающим, как Александр Сергеевич Чернов, Михаил Иванович Рязанов, Валерий Петрович Яковлев,…,Алексей Иванович Алексеев, Игорь Викторович Евсеев, Евгений Евгеньевич Ловецкий, Виктор Павлович Силин, Вячеслав Михайлович Осадчиев, Юрий Моисеевич Каган, Виктор Николаевич Собакин, Дмитрий Николаевич Воскресенский, Владимир Адроникович Хангулян, Николай Борисович Нарожный, Сергей Евгеньевич Муравьев, Станислав Рихардович Кельнер.
Наверное, кого-то забыл и уж точно не упомянул преподавателей, у которых лично не учился, но которые создавали и кафедру, и ее атмосферу: таких, как Аркадий Бенедиктович Мигдал (которого я почти «не застал» ), Михаил Генрихович Урини многих других.

Есть один преподаватель, имя которого пока в письме не упомянул, но кто для меня является больше, чем просто преподаватель. Это - мой Учитель и Научный Руководитель Иосиф Соломонович Шапиро. Чтобы и как бы я ни написал в его адрес, какие бы слова благодарности ни искал, этого будет недостаточно.

Мне не удается вспомнить всех моих преподавателей с других кафедр, но если их имена появятся в газете, то среди них обязательно должны быть имена Василия Яковлевича Арсенина (его великолепный курс по математической физике забыть невозможно) и преподавателей кафедры общей физики Владимира Владимировича Светозарова, Владимира Ивановича Архипова и Марины Яковлевны Васениной (это была моя школа общей физики ) . К моему огромному сожалению, затрудняюсь безошибочно вспомнить имена моих преподавателей по другим предметам, хоть их роль для меня очень важна.

…Я постарался ответить на все Ваши вопросы. Боюсь, что в таком виде мое письмомало пригодно для публикации, но надеюсь, что Вы найдете в нем интересные для Вас и читателей кусочки. Если у Вас есть другие вопросы, присылайте, постараюсь быстро на них ответить.
Спасибо Вам большое и, надеюсь, до встречи.
Костя ПРОТАСОВ,
05.03.98. Гренобль.
(Печатается в сокращении)


--------------------
что-то не знаешь- больше улыбайся =)
----------------------------------------
-А у вас техника Индезит??
-Нет, а что, должна индезить?
PMEmail Poster
Top
Less
Дата 4.05.2005 22:18
Quote Post
Offline



Старшекурсник
***

Профиль
Группа: Участники
Сообщений: 259
Пользователь №: 19
Регистрация: 17.03.2004





QUOTE
Все прекрасно знают, что это плохо, и понимают, почему это происходит (ИМХО). Что делать? Думать...


И что приходит в голову?


--------------------
Заглядывай вперед или ... окажешься позади!
Лучший способ предсказать будущее - это самому стать его творцом...
PMUsers Website
Top
Полосатая
Дата 6.05.2005 23:08
Quote Post
Offline



Старшекурсник
***

Профиль
Группа: Выпускники
Сообщений: 101
Пользователь №: 188
Регистрация: 11.02.2005





ты прям такой умный..куда тебе..если ты несерьезно относишься к тому, что большинство умных кадров сваливает за бугор, потому что у нас им не платят достойных зарплат..то ты просто наивен....это серьезная проблема...но она связана не только с тем, что студенты такие ***, что уезжают..а еще и с тем, что пробиться сейчас в науке ооочень сложно!
и эта тема , она не требует супер мега размышлений, она просто дает каждому возможность и повод подумать как следует и решить для себя, чего он хочет от жизни!!!!


--------------------
что-то не знаешь- больше улыбайся =)
----------------------------------------
-А у вас техника Индезит??
-Нет, а что, должна индезить?
PMEmail Poster
Top
Полосатая
Дата 22.05.2005 20:12
Quote Post
Offline



Старшекурсник
***

Профиль
Группа: Выпускники
Сообщений: 101
Пользователь №: 188
Регистрация: 11.02.2005





Вот и я хотела бы немного добавить по той первой статье в этом разделе. Интересно сравнить, как учат в России и в других странах. Ведь система образования очень отличается. Недаром говорят, что в России самое лучшее образование. Мне вот очень не нравится, когда студентов ругают, а ругать их любят везде-в транспорте, в столовых, на улицах. Интересно, в других странах также их не любят? На мой взгляд, мы не такие уж и плохие. А главное, скромные очень...


--------------------
что-то не знаешь- больше улыбайся =)
----------------------------------------
-А у вас техника Индезит??
-Нет, а что, должна индезить?
PMEmail Poster
Top
VAL
Дата 6.09.2005 23:43
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37770
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
Речь о том, что на западе УМЕЮТ того, чего не умеем мы (этого в стандартах не написано)...

А с этого момента подробнее, пожалуйста!
;)

ЗЫ. См. тему "Исход доцентов..." - http://www.valinfo.ru/forum/index.php?showtopic=8100


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 13.04.2018 21:25
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37770
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





См. про утечку мозгов из России - http://www.valinfo.ru/forum/index.php?showtopic=8101


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 18.05.2020 13:49
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37770
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





:doh:


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll