Помощь      Поиск      Участники      Календарь      Новости
 Учебные Материалы      ВАЛтест     Фотогалерея Фотогалерея
 Правила форума      Виртуальные тренажеры      Мемуары


  Reply to this topicStart new topicStart Poll

> (2018) Воспоминания старого физтеха
VAL
Дата 4.04.2020 18:33
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37820
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





(2018) Воспоминания старого физтеха
Источники:
- http://litbook.ru/article/12352/
- Игорь Троицкий, Семь искусств, №11 • 27.11.2018
- http://litbook.ru/article/12508/ - продолжение
- http://litbook.ru/article/12588/ - продолжение

QUOTE
Попал я в первый поток, но сдавал экзамены в последнем, четвёртом. Это изменение произошло по совету брата моего деда, главного «советчика» всех наших родственников и по совместительству известного в те времена московского гомеопата Теодора Липницкого, которому мама позвонила и рассказала о планах сына. Старый еврей рассуждал примерно следующим образом: вступительные экзамены на Физтех, по-видимому, очень сложные, а раз так, то мало, кто из абитуриентов первых потоков, пройдёт через все испытания; однако число будущих студентов запланировано заранее поэтому, чтобы обеспечить требуемое число, экзаменаторам придётся снизить требования для последнего потока. Вывод: Игорю нужно переходить в последний поток. Не сомневаясь в правильности рассуждений своего дяди, мама снабдила меня медицинскими справками о внезапной болезни, и очерёдность потока была изменена. До сих пор я уверен, что именно благодаря мудрому совету брата моего деда, экзамены и были благополучно выдержаны. Во всяком случае те мои знакомые, которые остались в первом потоке, провалились, а я проскочил.

QUOTE
Критическим моментом поступления на Физтех стал устный экзамен по математике. За день до этого абитуриенты на письменном экзамене в течение шести часов решали предложенные им задачи. На следующий день вся моя группа собралась у назначенной аудитории в ожидании результатов.
В десять часов появился преподаватель, представившийся Юрием Викторовичем Сидоровым. Он назвал фамилии двух абитуриентов, успешно прошедших через письменный экзамен, и попросил их пройти в аудиторию. К своему большому удивлению я оказался одним из двух везунчиков. Сидоров рассадил нас в разные концы аудитории и каждому дал новые задачки, а сам стал разбираться с оставшимися неудачниками. В результате ещё трое из сорока абитуриентов моей группы смогли отстоять свои письменные работы.
Первую задачу я решил и сразу же получил вторую, которую не решил. Третью задачу решил, четвёртую — нет, и в такой последовательности всё продолжалось до трёх часов дня, когда Юрий Викторович сказал:
— Пойдите, отдохните, зайдите в буфет, покушайте и приходите. Я вам дам последнюю задачу: решите — экзамен сдали, нет — не обессудьте.
В буфет я, конечно, не пошёл. Туалет, прогулка по коридору — и вот я снова перед Юрием Викторовичем. Новая задача практически совпадала с первой. Я с удивлением смотрю на экзаменатора, а он, улыбаясь, спрашивает:
— Ну, что — решим?
Остальные экзамены я прошёл шутя. Все задачи, предложенные по физике на письменном экзамене, решил, так что на устном — моя беседа с экзаменатором продолжалась не более пяти минут.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 4.04.2020 18:37
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37820
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
На каждом факультете все первокурсники распределялись по группам. Принцип, по которому студент попадал в ту или иную группу не афишировался, и многие полагали, что всё решал случай. Я оказался в группе, студенты которой на старших курсах стажировались на базовом предприятии, являвшимся одним из закрытых научно-исследовательских институтов. Подобные организации определялись номерами своих так называемых почтовых ящиков, а потому студенты, у которых базами были закрытые институты, сами про себя говорили: “сыграли в ящик”.
На радиотехническом факультете было достаточно много групп с открытыми базами и то, что я, полукровка, попал в группу, подготавливавшую специалистов для работы по секретной тематике, поначалу воспринял как результат недосмотра соответствующих органов. Но одно событие заставило меня призадуматься.


QUOTE
Лет этак через двадцать пять я привёл этот эпизод своему приятелю полковнику КГБ Анатолию Тишину, как пример идеальной оперативной работы его Конторы. Анатолий посмотрел на меня, хитро улыбнулся и покрутил указательным пальцем у своего виска.
— Эх ты, доктор наук, а ещё говорят, хорошо в карты играешь,
засмеялся Тишин — какая тут, к чёрту, оперативка, просто с тобой знакомились наши люди и взяли на пушку, а ты и поплыл! Ну не огорчайся, все плавают. Главное, что не утонул, — стал успокаивать меня Анатолий.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 4.04.2020 18:45
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37820
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
Кто-то воспользовался радиопередатчиком, находившимся в студенческом общежитии радиотехнического факультета и соответствующее обращение — поддержать бойкот столовой — передал в эфир. Говорили, что сразу же эту информацию подхватил Голос Америки, превратив физтеховский бойкот в забастовку московских студентов. Понятно, что порядок был сразу же восстановлен. Но к чести руководства Физтеха всё произошло очень тихо, без каких-либо открытых разбирательств и собраний. Меню же в столовой существенно улучшилось. Правда, радиопередатчик из общежития радиотехнического факультета убрали, но это мало кого озаботило.


QUOTE
После двух лет подобных “посиделок” Репин посоветовал мне подготовить по полученным результатам две статьи. Нечего и говорить, с каким большим воодушевлением я принялся за работу. Но тут оказалось, что между пониманием и изложением понимаемого лежит целая пропасть. Мост через эту пропасть я наводил в течение трёх недель. Затем написанное “литературно” редактировал с двумя своими приятелями — журналистами. После чего, вполне удовлетворённый результатом, положил подготовленные статьи на стол Репина. Через пару дней Репин подозвал меня и со словами:
— Неплохо, но кое-что я поправил, — вернул статьи.
С первого взгляда на возвращённые листки я не увидел ни одного исправления. Заметив радостное выражение моего лица, Репин сказал:
— Посмотри на обороте.
Я перевернул страницы и обнаружил полный текст, написанный четким почерком Репина, заново переписанных статей. Не было никаких новых формул, но то, что я прочёл, было абсолютным совершенством. Теперь я имел два образца: один — как надо излагать и второй — как не следует. Впечатление было настолько сильным, что у меня даже почерк изменился и стал походить на Репинский.
Какие чувства испытал я, получив свои листочки с заново написанными на них статьями? Наверное, стыд за то, что так плохо выполнил задание руководителя. Возможно, какие-то ещё и другие эмоции, соответствующие подобным ситуациям, но все эти переживания были для меня тогда не очень важны. Я был озадачен другим: Репин не написал имена авторов подготовленных статей.
— Может быть, Репин не хочет, чтобы я был его соавтором? Кто — Репин, а кто — я. Да и сделал всё он, а я даже не смог ничего путного написать, — мучился я.
И хотя Репин сказал, чтобы исправленные статьи были напечатаны, я решил повременить.
Проходит несколько дней и Репин спрашивает:
— Ты что — всё ещё не напечатал статьи? Тебе что-то в них не нравится?
— Нет, что вы — всё нравится
ответил я, но опять постеснялся спросить об авторах.
Больше медлить было нельзя, и я принял, как мне тогда казалось, Соломоново решение: напечатать статьи вообще без фамилий. Назавтра я принёс готовые бесфамильные экземпляры. Репин пролистал их и там, где ставят фамилии авторов, карандашом написал — “Троицкий”.
— А вы?
тихо спросил я.
— А я здесь не при чём, я только помогал найти ответы на вопросы, которые ты мне задавал. Так что впечатай свою фамилию и отдай статьи в редакцию.
Всё это Репин произнёс еле слышно, после чего вновь углубился в чтение лежавшего на столе научного отчёта.


--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
VAL
Дата 4.04.2020 19:54
Quote Post
Offline



Мэтр, проФАН любви... proFAN of love
*****

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 37820
Пользователь №: 1
Регистрация: 6.03.2004





QUOTE
Наблюдая за обоими академиками, я пытался понять причины порождения такой взаимной неприязни между учителем и учеником? Когда-то Прохоров был руководителем Басова вначале дипломного проекта, а потом вместе с академиком Леонтовичем и его кандидатской диссертации. Перед Басовым была поставлена задача экспериментально доказать возможность усиления электромагнитного излучения при прохождении сред с инверсной населённостью. Результатом этой работы явилось создание первого квантового генератора (мазера), который был описан в совместной статье Прохорова и Басова в 1955 году.

При этом фамилии авторов были поставлены не по алфавиту, а так, чтобы подчеркнуть, кто в этой работе был руководителем, точнее, кто был генератор идей, а кто исполнителем. Только вот исполнитель был точно известен, а относительно “генератора” возникал большой вопрос. Поставленная перед Басовым проблема была впервые сформулирована не Прохоровым, а доктором физико-математических наук В.А. Фабрикантом ещё в 1938 году, когда он предложил метод экспериментального доказательства существования вынужденного излучения и указал на возможность создания сред, усиливающих проходящее через них излучение. В 1951 году Фабрикант подал заявку на открытие этого эффекта, что было зарегистрировано в Госреестре открытий СССР.

Что же касается экспериментов, проведённых Басовым, то они действительно были уникальны и послужили основой для создания мазера. За эту работу Басов и Прохоров получили Ленинскую (1959 г.) и Нобелевскую (1964 г.) премии.


QUOTE
Как-то после очередного заседания Президиума, попивая чай с Матвеевым в его кабинете, я спросил своего визави, что тот думает о троице: Басов, Прохоров и Фабрикант.

— Я бы добавил в твою троицу ещё и Леонтовича, который хотя, как и Прохоров, тоже был руководителем Басова, однако не оказался в авторах ставшей такой знаменитой статьи, — после небольшой паузы начал Матвеев. — Обратите внимание, что заявка на изобретение была подана Фабрикантом в 1951 году, но положительное решение из Госреестра было получено лишь через восемь лет.

Думаю, что причина столь долгого рассмотрения кроется в фамилии автора. Фабрикант и социализм — не очень вяжется, — Матвеев взглянул на меня, хитро улыбнулся и продолжал. — В пятьдесят первом Фабрикант в коллективе, возглавляемом С.И. Вавиловым, получил Сталинскую премию и, по-видимому, в условиях усиления борьбы с космополитами было решено, что этого Фабриканту уже более, чем достаточно, так что и отложили его заявку до лучших времён. А что касается вопроса об учителе и ученике, то он не особенно корректен, ибо здесь нет ни того ни другого. Не учитель говорит: он мой ученик, а ученик говорит: он мой учитель.




--------------------
www.valinfo.ru
Всегда... Always....
Quod licet jovi, non licet bovi!
PMEmail PosterUsers Website
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topicStart Poll