Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Студенческий форум > Мемуары мифиста c кафедры микроэлектроники > (2017) Руфицкий В.Н. Эпизоды из прошлого в МИФИ


Автор: VAL 5.11.2017 10:25
Эпизоды из прошлого (в МИФИ на каф. №27)
Автор: Руфицкий Владимир Николаевич
Источник: https://www.vladruf.ru/%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%8B.html

QUOTE
Раздел содержит личные воспоминания автора сайта, изложенные в форме микрорассказов. Некоторые из них сопровождаются техническими подробностями, определяющими сам предмет микрорассказа. Ничего не поделаешь, уж так получилось, что вся жизнь в технике! По поводу некоторых эпизодов были сомнения, стоит ли их включать в раздел. Ну кому интересно, например, как автор сдавал экзамены в МИФИ? А все другие материалы сайта...? Пожалуй с таким подходом вообще следует отказаться от всяких воспоминаний! И я решил помещать на сайт те моменты которые интересны и дороги прежде всего мне самому, поэтому прошу не судить строго и просто пропускать малоинтересные для вас материалы.


Содержание раздела
4.1 Учеба в МИФИ
4.2 Пять лет работы в НИЦЭВТ
4.3 Триггеры и система синхронизации
4.4 Шестнадцать лет в НИИСА
4.5 Трудные 90-е в Хромдете
4.6 Двухтысячные в ВиТаИ
4.7 Незабываемые эпизоды

Автор: VAL 5.11.2017 10:27
Из раздела 4.1 Учеба в МИФИ

Повестка из военкомата привела в МИФИ
В МИФИ я поступил, можно сказать, случайно. Сдав экзамены в средней школе и получив аттестат зрелости в конце июня 1964 г., я неторопясь начал готовиться к поступлению в МАИ, располагавшемуся "на Соколе", неподалеку от Октябрьского поля, где я тогда проживал вместе с родителями. Впереди был почти месяц времени, который тогда представлялся целой вечностью. В десятый раз просматривать пройденный в школе материал просто не было сил и желания, я промучался от безделья несколько дней.

В начале июля, заглянув в почтовый ящик, я обнаружил в нем повестку в военкомат - могли "забрить", как тогда говорили. Повестка меня несколько взбодрила. Узнав от друзей, что в МИФИ еще принимают документы для сдачи экзаменов "во втором потоке", я "рванул на Каширку" и буквально в последний день подал документы на факультет "В".

Физтех, МИФИ и МГУ считались тогда супервузами и экзамены начинались в них на месяц раньше других вузов. Не поступлю, так проверю свои силы, думал я сдавая документы в МИФИ.

Автор: VAL 26.07.2018 21:31
Поступление

Сочинение – первый экзамен.Первым экзаменом, как это ни странно, было сочинение по литературе. Как сейчас перед глазами большая, светлая аудитория с непривычным, крутым - "институтским" уклоном. На доске мелом написаны темы сочинений. Одна из них сразу привлекла мое внимание − "Любимое стихотворение Маяковского". В школе наш преподаватель по русскому и литературе Панченко Фаина Васильевна как-то заявила, что тому, кто выучит наизусть "Облако в штанах" она выставит "5" за четверть или чуть ли не за целое полугодие. И я "клюнул" на это предложение, выучил, зачитывал отрывки в своем и даже в соседнем классе. В школьную программу "Облако" не входило, "народ" слушал стихи вполне серьезно, тогда вообще был бум поэзии, все сами пробовали сочинять. Я, признаюсь, не очень-то понимал тогда смысла этой поэмы, да и узнать было неоткуда, но нравилась в основном форма и дух протеста, который, как я сейчас понимаю, является неотъемлемым спутником молодости. Итак, увидев на доске аудитории фамилию "Маяковский", я сломя голову начал описывать содержание "Облака в штанах" и свои "впечатления" от поэмы, сыпля многочисленными цитатами.

Когда я поставил точку, несколько раз перечитал свой опус на предмет исправления ошибок и собрался сдавать сочинение, меня "прострелила мысль" - ведь "Облако в штанах" не стихотворение, а поэма! Охватила минутная паника. Решение принял почти сразу - писать второе сочинение, кажется о "Разговоре с товарищем Лениным". Написать успел буквально полторы страницы, время экзамена заканчивалось, пришлось в спешке и с досадой за свой "промах" сдавать оба сочинения.

Физика устно. С сочинением все обошлось благополучно. Честно говоря, я и сейчас не уверен, читал ли его кто-нибудь. Вторым экзаменом была "Физика". Аудитория маленькая, темная, среди вопросов задачи по электротехнике − на расчет потребляемой мощности лампочек, включенных последовательно-параллельно.
Преподаватель, принимавший экзамен, спокойный, крупный мужчина, кстати чуть напоминавший Маяковского, заглянул в свою тетрадку с ответами и сообщил, что ответы с моими не сходятся. Я начал искренне протестовать, будучи абсолютно убежденным в своей правоте. Преподаватель очень доброжелательно предложил мне объяснить ход решения одной из задач. Я объяснил, он со мной согласился, и сразу, не переходя к другим вопросам, поставил мне "5" баллов. Ну что это, разве не везение, а может и серьезнее? Жаль, что я не запомнил эти задачи и ответы. До сих пор не уверен, прав ли я был тогда, ведь с законами Ома люди иногда путаются всю жизнь, особенно с мощностями. Вот и тогда на экзамене, думаю "взял убежденностью".

Автор: VAL 26.07.2018 21:34
Математика, наше всё! Письменный экзамен прошел спокойно, если не считать, что условия последней, кажется 4-й задачи, я понял неправильно - вписал в пирамиду шары совершенно экзотическим способом и в результате выдал "ужасающее" по сложности решение. И опять все обошлось.

Устную математику сдавали в той же аудитории, где писали сочинение. Принимал экзамен преподаватель с впечатляющей фамилией Забоев. Надо сказать, что весь его вид и все его поведение по отношению к абитуриентам соответствовали фамилии. Он бегал то вверх, то вниз, от одного бедолаги к другому, и нещадно раздавал "неуды". Моему школьному другу, Виталию, который случайно оказался на экзамене вместе со мной, как я потом узнал, Забоев предложил совершенно "убойные" задачи и, конечно, отправил его с "неудом" и все из-за 5-го пункта.

Мне же, как и раньше повезло − Забоев без слов написал мне на листке несколько неравенств и побежал дальше, куда-то вниз. Неравенства были "моим коньком", я быстро решил их и начал обозревать аудиторию. Долго обозревать не пришлось − Забоев меня заметил, взбежал ко мне наверх, посмотрел мои решения, поставил несколько "плюсиков", а около одного из решений "плюс-минус" и произнес первые и последние для меня слова "Идите в коридор".

Несколько ошеломленный, я подчинился, вышел в коридор и стоял там в растерянности не понимая, что произошло. Через несколько минут, какая-то девушка вынесла из аудитории мой экзаменационный лист. Там в графе по письменной и устной математике стояли "четверки". В этот момент я понял, что почти поступил − один из счастливейших моментов в моей жизни.

Последний экзамен - по химии прошел "на ура". Увидев мои предыдущие оценки, женщина − преподаватель поставила мне "4" балла можно сказать за полное отсутствие знаний. Когда я сообщил своим родителям, что поступил в институт (проходными были 16, а я набрал 17 баллов), мой отец, похоже не поверил и поехал со мной в приемную комиссию, чтобы убедиться в моем поступлении. Сам прошел со мной в приемную комиссию, смотрел списки и во всем убедился.

В этот же вечер мы пошли с отцом и мамой в ресторан на "Речном вокзале" отмечать это событие. Я хорошо понимаю радость своих родителей, и счастлив, что доставил им ее вместо обычных огорчений.

Автор: VAL 26.07.2018 21:39
Про учебу на факультете «А»

Первый семестр. Первый семестр в МИФИ считался самым сложным. Поговаривали, что после него многих "отсеют". Потом пугали и первым и вторым годом. На третьем курсе уже стало поспокойнее. В первом семестре самым "страшным" был коллоквиум по математике. Темы: производные и матрицы.

Письменные задания проверялись в присутствии студента до первой ошибки. Дальше понятно, − "приходите в следующий раз". Коллоквиум назначался сразу после ноябрьских праздников. Думаю, чтобы можно было проверить студента на слабость к спиртному. Я просидел за учебниками и лекциями все праздники, отказался даже от встречи с друзьями, так велик был страх отчисления.

Коллоквиум принимала известный "зверь" Годунова Татьяна Александровна. Мне она показалась очень доброжелательной. Она посмотрела мои ответы, задала несколько вопросов по матрицам, и "О чудо!" поставила первый зачет в мою зачетную книжку. В коридоре меня встретили чуть ли не как гения. Оказалось, что коллоквиум сдали всего несколько человек из потока. Тогда я вдруг по-настоящему поверил в свои силы, обрел какую-то уверенность в том, что все можно понять, если напрячься и захотеть.

Лекции по матанализу первые два курса нам читал доцент Григорьев. К своему стыду я не помню его имени и отчества. Но зато на всю жизнь запомнил его метод чтения лекций, на первый взгляд "ужасный", а по сути самый эффективный. Он читал нам лекции по своим листочкам, аккуратно переписывая формулы на доску, ни на что не отвлекаясь, и лишь делая небольшие паузы, чтобы мы могли успеть записать в тетради формулы и сопровождающий текст. Мы записывали эти лекции до онемения рук. В процессе записи я даже не пытался осмысливать то, что записывал. Зато потом, лежа дома на диване, я перечитывал эти лекции и радовался краткости и ясности записанных материалов. Учебники Фихтенгольца по сравнению с лекциями Григорьева казались собранием лишних сведений. И конечно, при наличии таких лекций, подготовка к экзаменам и их сдача не представляли особой сложности.

Автор: VAL 26.07.2018 21:40
Третий курс. А вот на 3-м курсе, теорию функций комплексной переменной нам читал уже другой преподаватель, не помню точно его фамилию, кажется Брушлинский. Он часто отвлекался на общение с аудиторией, записывал на доску формулы по памяти, иногда ошибался, стирал их и записывал заново. В общем, вел себя довольно эффектно, как классический лектор. Многим нравилась его манера изложения материала, на лекциях студенты не очень-то напрягались, часто было даже весело. Но готовиться к экзаменам по его лекциям было совершенно невозможно, требовалось использовать учебники.

Тетрадками со "скучными" лекциями Григорьева я несколько раз с благодарностью пользовался даже после окончания института для решения дифференциальных уравнений, а вот от "эффектных" лекций ничего не осталось - ни тетрадок, ни благодарности. А может сам материал по комплексным переменным не очень-то и полезен для практики, а лектор тут совершенно ни причем. Возможно все и так, но из всех институтских преподавателей самые добрые воспоминания я сохранил именно о "скучном" Григорьеве.

Автор: VAL 26.07.2018 21:46
Романтика будущей специализации. Многим свойственно романтизировать свою юность. Для меня же это было довольно тревожное время и прежде всего из-за неопределенности будущей трудовой деятельности. Каждая группа курса нашего факультета "А" закреплялась за соответствующей кафедрой.

После 3-го курса начиналась специализация. Кафедра электроники (№3), за которой была закреплена наша группа, специализировалась на математических расчетах электронных усилителей и других аналоговых схем. Много учебных часов отводилось на изучение уходящей в прошлое ламповой технике. Признаюсь, что это занятие мне мягко говоря не очень нравилось, и поскольку студентам перед началом специализации предоставлялось право сменить кафедру, я решил этим правом воспользоваться. Хотелось заняться чем-то новым, перспективным и интересным.

В то время "на слуху" было модное слово "бионика". От кого-то я услышал, что этим направлением занимаются или собираются заниматься на недавно образованной кафедре микроэлектроники (№27). Для перевода в группу, специализирующуюся на кафедре 27, я должен был получить согласие заведующего 3-й кафедрой Татевоса Мамиконовича Агаханяна.
Помню свой бессвязный лепет о бионике и суровое предупреждение мэтра о том, что на 27-й никакой бионики нет, и что я совершаю большую ошибку, уходя с 3-й кафедры. Но я стоял на своем и согласие на переход было получено. Сейчас я понимаю, что это чисто интуитивное решение стало одним из самых важных в моей жизни, как будто меня направила чья-то невидимая рука.

Конечно Агаханян был прав - никакой бионикой на 27 кафедре не занимались. Но зато и не было муторных радиотехнических расчетов и ламповой техники. Кафедра №27 располагалась в необыкновенном историческом здании на Малой Пионерской, занятия проводились на Зацепе, в старых одноэтажных корпусах, где как мне казалось, ощущалась аура первых мифистов. Радовало и то, что не нужно было таскаться на Каширку в переполненных автобусах, за три года учебы это порядком надоело.

В новой группе я буквально ожил. Специальные предметы − "Морфология радиоэлектронной аппаратуры" (Алексенко Андрей Геннадьевич) и "Полупроводниковые приборы" (Кузьмин Вадим Аркадьевич) вызывали неподдельный интерес, появилось желание учиться и создать что-то необыкновенное.

Автор: VAL 26.01.2023 09:54
doh.gif

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)