Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Студенческий форум > МИФИ и мифисты в байках > (1979) Лапшинский В. На вершине Европы – Эльбрусе


Автор: VAL 24.05.2020 09:12
(1979) Лапшинский В. На вершине Европы – Эльбрусе
Источники:
- личный мемуар
- http://www.valinfo.ru/forum/index.php?showtopic=10535 (2020)

Кому суждено заболеть
«горной» болезнью – болеет пожизненно…

Бывалый альпинист

В 1979 году я во второй раз поехал в альплагерь. «Джайлык» … И «заработал» третий разряд по альпинизму.

Эльбрус – высота 5642 м, высшая точка Европы и Кавказа. Побывать на Эльбрусе – эта мысль приходила в голову еще в прошлом году. Поэтому в конце смены, когда начальник учебной части альплагеря мастер спорта В. Попов решил отметить свой день рождения массовым выпуском нашей смены на Эльбрус, я вместе со своим партнером по связке тут же записался в группу. Впрочем, записалось почти все наше отделение, которое работало этим летом на третий разряд.

Сборы на Эльбрус были короткими. И вот мы уже стоим в Азау у подъемника канатной дороги. Подъемник уже не работает, а это значит, что задуманная в виде блицкрига идея штурма вершины всего за один день провалилась. После некоторого замешательства и трудных переговоров мы разбили на солнечной полянке – небольшой плоской площадке прямо под подъемником – наши палатки. Судя по всему, эту поляну часто навещают камнепады и местный скот. Впрочем, палаткам и очагам тоже хватило места.

Вынужденная ночевка позволила приготовить сытный обед-ужин и проверить аппетит нашего инструктора. И, конечно, хорошо отоспаться. Аппетит у инструктора оказался слабым – то ли его расстроила перспектива потерять день, то ли его угнетала мысль, скоро ему вместе с нами придется топать по бесконечным Эльбрусским склонам, то ли его закормили у других очагов. Не знаю. Но борщ, в котором стояла ложка и который мы съели со всей возможной быстротой, его оставил равнодушным. Он оживился только за чаем, когда начались разговоры и рассказы о предстоящем восхождении.

Спать мы улеглись рано и своеобразно. Поскольку палаток оказалось мало, то самому «здоровому» из отделения парню пришлось по диагонали заполнить пространство между палатками и прикрыться полиэтиленом. В палатках других отделений неожиданно оказались свободными «женские» места. Но наши девушки все же предпочли тесноту с нами, а не мужчин с богатыми посулами в соседних отделениях. Кстати, соседи вместо обычного набора продуктов взяли с собой десяток килограмм конфет. Они были, видимо, твердо уверены в блицкриге…

Эта ночевка была интересна еще по нескольким причинам. Например, я по достоинству оценил преимущества спального комбайна из пухового спальника и пуховки (пуховой куртки). Теперь стало понятно, почему перед предыдущими восхождениями так сладко спал наш инструктор.
Утром рядом с палатками мы собирали к чаю спелую крупную землянику. Невероятно, но факт! Рядом с подъемником… Возможно, вид «солнечной» поляны не привлекал внимание проходящих мимо туристов. К сожалению, под подъемником навечно остался в камнях мой перочинный нож, который верно прослужил всю смену. Что делать – я слишком спешил покорить высочайшую вершину Европы.

ЗЫ. См. также:
- http://www.valinfo.ru/forum/index.php?showtopic=10524 - панорамы Эльбруса

Автор: VAL 24.05.2020 09:16
Подъем по канатной дороге до станции «Мирная» (высота 3500 м) не занял много времени. Десятиминутный перекур, на всякий случай надеты «трикони» (горные ботинки с шипами), и мы не спеша месим снежно-водную кашу по тропе, ведущей к «Приюту 11» ‒ по-видимому, самой высокогорной турбазе (более 4000 м). По пути разгружаем рюкзаки наших девушек, первыми ощутившими всю «прелесть» набора высоты.

«Приют-11» встретил нас неразберихой, свалками всевозможных отходов и туристического хлама, а внутри – запахом аптеки. К счастью, к вечеру этот запах вытеснил бензиновый чад примусов. В конце концов мы, шесть парней нашего отделения получили в свое распоряжение номер-люкс на 3-м этаже приюта. Интерьер этого люкса составляли пять матрасов, положенных впритык друг к другу, окошко 50х50 кв. см и пара дощечек, изображавших границу (или ширму?) соседнего люкса. Как выяснилось позже, через окошко в комнату была подведена антенна. Поэтому вечером мы стали свидетелями интенсивного радиообмена между «Приютом» и «Центром». Ожидалось появление иностранцев со всеми вытекающими последствиями. Так что мы пришли переночевать в «Приюте» вовремя. Ведь иностранцев поселяют как раз на 3-м этаже…

Наскоро перекусив, мы отправились на акклиматизационный выход к скалам Пастухова. Подъем занял примерно 2-2,5 часа. Пока всё отделение собралось у ржавой треноги, венчавшей скалы, поднявшиеся первыми успели съесть по конфете и выкурить по папироске – сказывалось долгое отсутствие в цивилизованном мире с его «утонченными» сигаретами типа «Явы» или «Столичных». Спуск к «Приюту» прошел гораздо быстрее. Подгоняемые холодом мы в припрыжку мы «сбежали» вниз за 10-15 минут. Отмечая по пути первые признаки у жертв «горной» болезни. Кстати, рядом с «Приютом» на табличке было можно прочитать, что казаки несколько раз доводили Пастухова (первого топографа Эльбруса) до скал. Пастухов не смог ни шагу ступить далее этих скал, так сильна была его «горная» болезнь… Хорошо, что эта табличка попалась на глаза лишь после посещения скал и ощущения, что вполне по силам пойти и дальше. Говорят, что почему-то в горах человеку проще всего ощутить признаки своих, пусть даже не существующих болезней. Впрочем, все зависит от склада характера…
Быстрый спуск и слаженная работа дежурных позволили выкроить пару часов свободного времени, чтобы осмотреться вокруг. Погода была хорошая, было на удивление тепло. По альпинистским приметам это к плохой погоде при восхождении. Примета не подвела, так и случилось. Но об этом чуть позже.

Если смотреть вдаль, не фиксируя того, что творится под ногами, то открывалась прекрасная высокогорная панорама. Насколько хватало глаз простирались темно-коричневые и белые горы. Особенно привлекала взгляд двугорбая красавица Ушба, до которой, казалось, рукой подать. Ну и, конечно, Эльбрус, вершина которого была закрыта шляпой из облаков. На всю эту красоту мы, наверное, потратили сотню метров цветной, слайдовой и черно-белой фотопленки…

Приметой «Приюта» были также веселые от принесенного снизу и выпитого вина туристы. Их веселье было оправданно – высоко, красиво. Вино уже не давит на плечи.

Впрочем, нам уже пора ложиться спать. Подъем назначен на 24.00, Выход по утру – на час ночи, чтобы где-то через 10-12 часов оказаться на вершине. Не успели мы лечь, как пришла сестра-хозяйка, она же радист, по совместительству. Ее рация-ретранслятор связи между группами альпинистов и другими «точками» Приэльбрусья позволила нам совершить предварительное восхождение на Эльбрус, но не дала заснуть.

Автор: VAL 24.05.2020 09:18
А когда мы все же собирались увидеть первые сны, неожиданно началась гроза. Гроза в горах… При упоминании грозы у бывалых альпинистов и инструкторов глаза начинали блестеть и зажигались странным огнем. Рассказы при этом отличались особой яркостью. Вот один их них:
«Гроза надвинулась неожиданно. Не успел я пройти по нужде пройти и десятка метров от палатки, как черная туча закрыла солнце. Я почувствовал странное явление – прямо над головой что-то громко трещало. Посмотрел наверх – ничего… Тогда догадался взяться за голову руками. Оказалось, что половина волос сухая и стоит дыбом, а другая, противоположная солнцу – влажная! Ну, не успела она подсохнуть… В результате образовалось два полюса, между которыми начался электрический разряд. Недолго думая, я ринулся в палатку, чтобы там укрыться. Укрытие, конечно, было не ахти, но все-таки. Напряженность поля вокруг была так велика, что у палатки вдоль мокрых оттяжек из репшнура сбегали вниз фиолетовые кольца разряда. Больше такое мне не приходилось наблюдать никогда…».

Другой инструктор рассказал, как «в палатку влетела шаровая молния, пошипела, покрутилась и вылетела обратно… Не смогла определить жертву».


Автор: VAL 24.05.2020 09:19
Восхождение началось обычной перекличкой о готовности отделений. Народу было довольно много. Наверное, человек двести новичков и новоиспеченных, вроде нас, третьеразрядников. Выяснилось, что наши ряды успели поредеть. После грозы некоторые девушки и юноши отказались идти…

Ветер как будто успокоился. Необычайно яркие звезды и луна освещали длинную цепочку мерно топающих людей. Но затишье оказалось обманчивым. Просто Эльбрус набирал в свои «легкие» побольше воздуха, чтобы сдуть со склона дерзких новичков, посмевших выйти на это восхождение. У скал Пастухова было уже было можно ощутить всю грозность его намерений. Правда этого хватило только на то, чтобы сорвать с головы одного из восходителей каску, которая улетела куда-то к подножию. А восходителю пришлось потопать обратно к «Приюту» ‒ ходить без каски начинающим запрещено… Повернули обратно и еще несколько человек. В касках.

Постепенно светало. Воздух заметно терял свою серость и становился прозрачным. Небо приобретало заметный голубой оттенок. За спиной словно заново рождаясь, возникали вершины гор, которые окрашивались солнцем в яркий алый цвет. Величавые вершины Эльбруса отбрасывали не менее величественную тень, уходящую, казалось, в бесконечность. Чтобы преодолеть эту гигантскую и холодную тень потребовалось несколько часов нудного подъема вверх по снегу.

Иногда моя голова отключалась. Я забывал, где я, куда и зачем иду? Машинально передвигались ноги по снежным ступеням. Туловище при этом автоматически поворачивалось спиной к ветру, чтобы снежная крупа не била по лицу. Руки были заняты ледорубом. А рот широко и часто открывался, чтобы поглотить очередную скудную порцию кислорода. В голове «текли» разные странные мысли о будущей диссертации, о будущей любимой женщине… Иногда проскальзывало что-то типа: «Вторична или первична материя? Прав или не прав Декарт со своей философией (впереди была сдача кандидатского минимума ‒ экзамена по философии)?». Впрочем, кажется, я отвлекся от восхождения…

Наше отделение состояло из только что оперившихся разрядников, поэтому нам предоставили почетное право идти впереди и первыми утаптывать снежную целину склона Эльбруса. А Эльбрус не оставил надежду остановить нас. В ход пошли новые средства. Ветер снова стих, а мы внезапно оказались в густом тумане. Видимость была где-то 8-10 метров. Тут же поступила команда: «Достать веревки и связаться!» Чтобы, не дай бог, не забрести, куда не нужно. Или, еще хуже, свалиться с Эльбруса…

Пока мы доставали плохо гнущимися пальцами веревки, туман также внезапно, как появился, быстро рассеялся. Впереди в нескольких десятках метров стало видно низкое строение, причем без крыши. Вероятно, доживающий последние дни последний приют для восходителей. Основная масса нашего отряда встала у строения на привал. А небольшая группа, включавшая и наше отделение, пошла дальше вверх к предвершинному склону.

Автор: VAL 24.05.2020 09:21
Быстро посовещавшись, инструкторы решили повернуть вставший на привал отряд обратно вниз, чтобы выйти из тени, хотя бы немного отогреться. Это был критический момент восхождения. У многих были серые лица и фиолетовые губы. Правда глаза потухли не у всех, несмотря на верные признаки «горной» болезни. Кто-то поднялся с рюкзаков и потопал за передовой группой.
А мы, когда вышли из тени на солнце, решили сделать привал, чтобы дождаться немногочисленных отставших (отряд уже стал спускаться вниз). И тут наши инструкторы объявили, что на предвершинном склоне слишком сильный ветер. Поэтому восхождение отменяется. Нам тоже нужно повернуть назад. Однако это решение запоздало. На «корабле» случился бунт. Мы отказывались идти вниз. Инструкторам пришлось принять компромиссное решение: «Кто хочет продлить «удовольствие», идут к вершине, остальные поворачивают назад, не теряя времени». Началось перестроение, которое, наверное, многим надолго запомнится.

Одна из наших девчонок, Татьяна, сама поднялась с рюкзака и заняла место среди бунтовщиков. Другой, которая почувствовала себя плохо после акклиматизационного выхода к скалам, тоже поднявшейся, загородил дорогу инструктор и твердил несколько минут: «Вниз! Вниз немедленно!». Мы тоже ей советовали не выходить на восхождение и остаться в «Приюте». Ведь если ей будет плохо, кому-то из нас тоже придется отказаться от восхождения и вести ее вниз. Но у Наташи, кстати, мифистки, был твердый и упорный характер, которому могут позавидовать многие ребята. И она, в итоге, все-таки покорила Эльбрус! Как и еще около двадцати восходителей из «Джайлыка».

Быстро пошли дальше. Уже перед вершиной, по совету инструктора, решили на всякий случай связаться. Ну, чтобы не сдуло со склона по отдельности. Последние триста метров по вертикали нам предстояло преодолеть по относительно крутому фирновому склону. Поэтому мы разбились на две связки, в которых посредине шли наши девушки. Нервы были напряжены до предела. Я неожиданно для себя «разрядился» на Татьяне. Она никак не могла совладать с обвязкой и карабином. Пришлось выступить в качестве рассерженной няньки, с тоской глядя как вперед уходят другие связки. И накричать на нее. Потом Татьяна призналась, что это было именно то, что ей было нужно. Мой крик вернул ей способность передвигаться…
Последний подъем встретил нас неласково, действительно сильным ветром и неприятным фирном. «Трикони» по нему соскальзывали. Мы решили не обращать внимания на другие связки, а своими связками двигаться компактной группой. Благо, такая возможность на склоне была. Мой напарник по связке шел впереди и вытаптывал ступени, а я сзади подталкивал «пятую» точку нашей Татьяны. Эта тактика принесла успех. В итоге, наша связка на вершине оказалась второй. Другие связки растягивались чуть ли не на всю веревку (30-40) метров. При этом идущий в связке впереди иногда просто вытягивал вверх своих «нижних».



Автор: VAL 24.05.2020 09:24
И вот Восточная вершина Эльбруса совсем рядом. Она разительно отличается от того, что было видно снизу и картин, которые возникали в моем воображении. Для того, чтобы оказаться у треноги высшей точки, было нужно пересечь пологое поле в 200-300 последних метров. Что мы сделали. Здесь я впервые испытал настоящее и полнейшее физическое бессилие, когда несколько минут оказавшись на спине не мог даже пошевелиться. Кстати, Татьяну мы взяли под руки и так довели до вершины. Тоже испытала физическое бессилие.

Несколько минут, а, может быть, и больше (время потеряло значение) мы переводили дыхание, упав в снег. А потом… Трудно описать чувства, которые испытываешь на вершине, когда под твоими ногами простирается Кавказ. Только, побывав там, можно испытать и оценить эти чувства. И «заболеть» горной болезнью желания «побывать на вершинах, на которых еще не бывал».

Но к делу. Пока другие готовили записку о покорении вершины, я достал свои фотоаппараты.
Мой «Зенит-Е» замерз и «отказался» снимать на черно-белую пленку, а вот «Смена-М», к счастью – работала. И я снял на слайды панораму… Погода улучшилась, было солнечно. Панорама получилась.

Подъем на вершину занял около 12 часов. А спуск по склонам до канатной дороги - глиссирование на ледорубе всего часа полтора-два. Спуск прходил при прекрасной солнечной погоде!

Автор: VAL 6.02.2023 20:02
doh.gif

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)