Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Студенческий форум > Клуб самодеятельной песни (КСП) и музыка души > (1977) "20 минут у микрофона...."


Автор: VAL 19.11.2006 01:15
Пора в книге о хоре написать про клуб КСП МИФИ.

"20 минут у микрофона...."
Валерий Лапшинский, 1-й бас, в хоре с 1969 г., в КСП с 1969 года...

Стоит начать с заметки в "Инженере-физике", 1977 г.
QUOTE
"Клубу - десять лет"
А. Володин (Т1-09)

В ДК "Москворечье" проходил конкурс студенческий песни. Этот конкурс был приурочен к десятилетнему юбилею клуба студенческой песни МИФИ. Оргкомитет конкурса - КСП провел большую работу по подготовке участников конкурса6 еще за месяц до начала организовывались консультации, прослушивания, в ходе которых проводился отбор.

И вот конкурс. Концерт состоял из двух частей: непосредственного соревнования исполнителей и творческого отчета КСП - демонстрацией всего лучшего, что сделано за 10 лет его работы.

Состав участников конкурса был ровным: не было ярких индивидуальностей, не было и досадных срывов. В общем, уровень подготовки участников был достаточно высоким, и зритель разочарован не был. Что касается репертуара, то приходится удивляться, откуда у столь жизнерадостного племени студентов взялось столько безысходной грусти и меланхолии (быть может, близость сессии тому причины?). Лишь один раз по залу пронесся свежий ветерок студенческого юмора. Это была песенка про кафедру математики. И исполнитель был по достоинству оценен жюри. Вообще жюри было очень объективно, и никто не остался в обиде.

И еще один удивительный факт, создается впечатление, что клуб СП не общеинститутский, а клуб факультетов "А" и "Ф". От факультета "Т" не было ни одного представителя, а от "К"  - всего один.

Огромный интерес вызвало второе отделение. Рассказ ветеранов, основателей КСП увлек зал, не оставил ни одного зрителя равнодушным. Многие их песни были подхвачены залом. Большое оживление внесло поздравление членов туристической секции.

В заключение хочется сказать, что КСП и впредь должен быть таким, каким мы его увидели во втором отделении. Там звучали и лирические, и веселые, и даже детские песни.

А теперь представим лауреатов конкурса и поздравим их с заслуженной победой. Вот их имена: С. Тарасов, Н. Малахов - авторы песен, Л. Мухина, Г. Тургенева (музыкальное сопровождение Н. Петин) - первое место среди дуэтов, В. Лапшинский, Н. Малахов - второе место среди дуэтов. Солистам первую премию решили не присуждать. Вторые премии получили В. Силин и В. Филиппов, третью - Н. Романов. Поощрительной премии удостоились Т. Дмитриева, В. Саркисян, В. Петроневич.
На фото Е. Курбатова: выступают В. Лапшинский и Н. Малахов


Вот такая заметка. Кто сейчас может сказать, сколько среди участников и лауреатов хористов? Почему заметка называется "20 минут у микрофона..."?
И еще - почему начал именно с этой заметки в "И-Ф"?

На последний вопрос ответить проще всего. На этом конкурсе ученик победил учителя! А дуэт Валерий Лапшинский + Коля Малахов победил дуэт Василия Петроневича и Вардана Саркисяна. А начало этому соревнованию было положено в 1970 году, когда мой друг хорист и однокашник Вардан....

Автор: VAL 28.05.2018 11:51
Мне не повезло. Я не смог окончить музыкальную школу так, как это получилось у некоторых наших хористов. Не смог потому, что в новом гарнизоне, куда попал служить мой отец, музыкальной школы попросту не было. Но до этого я все же успел пару лет поучиться играть на баяне. Баян был со мной до окончания средней школы. Как и мой обязательный сольный баянный номер на школьных вечерах. Так что поступление в МИФИ, приход в хор, появление у меня в руках модной в те времена гитары, пение студенческих песенок, наверное, было неслучайным. Тем более что, оказавшись в хоре, я попал в самую КСПшную гущу...

1970 год. Ершово. По вечерам в холле собираются старшие хористы — Борис Ануфриев, Владимир Алферов, Юрий Игнатьев, Владимир Жалнин, Виктор Голубев и другие — и поют под гитару. Хором и сольно. Красиво! Хочется так же. И не только мне. Чтобы ускорить исполнение желания, Вардан Саркисян (один из первокурсников нашего поколения хористов, а в прошлом еще и выпускник музыкальной школы по классу скрипки) настраивает чью-то гитару собственным, «скрипичным», строем. Теперь достаточно простого сочетания двух-трех пальцев, чтобы сыграть несколько простеньких минорных или мажорных аккордов. И вот уже мы поем:
Когда метель кричит как зверь,
Протяжно и сердито,
Не закрывайте вашу дверь —
Пусть будет дверь открыта...

Я научился тогда играть «по-вардановски» и петь первые грустные и сентиментальные песенки о любви. Вместе с другими и иногда сольно...

Автор: VAL 28.05.2018 11:54
Осень 1972 года. В моем блокноте накопились слова и аккорды уже не к одной сотне любимых песен, а посещение концертов и слетов КСП стало уже, по сути, традиционным. Кроме песенок с простенькими аккордами, обращаю внимание и на более сложные. Например, на песни Виктора Шабанова — автора из МИФИ. Поэтому усиленно стараюсь улучшить свою технику игры, чтобы правильно исполнить очень красивую сольную песню:
Как эта ночь пуста, куда не денься,
Как этот город ночью пуст и глух.
Нам остается, друг мой, только песня —
Еще не все потеряно, мой друг...

На концерте-конкурсе в Лефортово услышал, как поет А. Градский: «Отчего ты, Испания, в небо смотрела?». Хочется на конкурс. Но не с Градским же соревноваться?

В какой-то момент тогда я вышел к микрофону, чтобы спеть не хором. Помню сразу же вспотевшие пальцы, скользкий гриф, страх, что будут забыты слова или аккорды, или и то и другое сразу...

1974 год. Кажется, хоровая кличка «20 минут у микрофона» уже ко мне прилипла. И даже пришел кое-какой опыт: страх прошел, голос благодаря пению в хоре достаточно окреп, пальцы уже уверенно бегают по струнам, даже перед микрофоном...
Осенью, после возвращения из стройотряда на КамАЗе, нескольких хористов, в том числе и меня, пригласили в студию радиостанции «Юность», чтобы записать наши песни под гитару. В том числе и новую
песню Визбора:
Ты пойми, что такое КамАЗ.
Это сотни гремящих моторов...

Автор: VAL 28.05.2018 11:56
Холодная зима 1974-го года. В одном из общежитий студгородка МИФИ и иногда в ДК «Москворечье» собираются КСПшники, хористы и нехористы, и усиленно репетируют музыкально-поэтическую композицию к юбилею Булата Окуджавы по его стихам и песням (распечатаны на широкой перфорированной бумаге из ВЦ МИФИ: тогда Окуджава еще не издавался многотысячными тиражами). Репетициями руководят: Виталий Акелькин, Лев Яковлев, Володя Жалнин. Среди тех, с кем я вместе участвую в этой композиции на весеннем XV слете КСП, хористы Борис Ануфриев, Виталий Резников, Вардан Саркисян, Владимир Заливако...

В 1975 году я рискую выйти на сцену слета КСП с сольной песней на патриотическую тему. И пою Визборовского «Ванюшу из Тюмени»:
В седом лесу под Юхновом лежат густые тени,
И ели, как свидетели, безмолвные стоят.
А в роте, в снег зарывшейся, Ванюша из Тюмени —
Единственный оставшийся не раненый солдат.

Результатом доволен, потому что как лауреат конкурса получаю приз — гитару!

Автор: VAL 28.05.2018 11:57
1977 год. Осень. ДК «Москворечье». Концерт Юрия Визбора. Желающих попасть на концерт столь много, и их напор столь силен, что не выдерживает большая стеклянная входная дверь — разлетается вдребезги! Но концерт не сорван: по залу пущена шапка, в которую собраны деньги на злополучную дверь... Как хорист, который имеет удостоверение для репетиций хора в ДК, я попал на концерт через «черный» вход. Услышал любимого автора. Аккорды простые, но сколько задушевности и силы в его песнях!

С удовольствием выбираю его песенку «Семейный диалог», и на одном из концертов вместе со студенткой Галей Щавелиной (в будущем, между прочим, несмотря на «красный» диплом МИФИ, ставшей телеведущей на одном из центральных телеканалов) мы поем ее с той же сцены:
Он:
— Зачем живу я? Куда от этого мне деться?
Она:
— Пойди, мой милый, пойди немножечко приляг...

...Владение инструментом, наличие гитары, знание множества песен, а также некоторое умение петь хором — очень помогают мне в жизни. И в компании альпинистов, и в байдарочном походе, и просто на работе, когда уставший от трудов коллектив сотрудников и сотрудниц нужно «настроить» на лад, например новогодний. Для этого вполне достаточно принести свою гитару и — «20 минут у микрофона»...

ЗЫ. В 2017 г. эти заметки были опубликованы на сайте МИФИАрт:
- http://mifiart.com/content/141/

Автор: VAL 9.09.2021 16:46
doh.gif

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)