QUOTE | - Что для Вас кроется в этом заветном «Я - физтех»? - Первый вуз, который мы оканчиваем, включает в себя не только образование, но и воспитание, потому что мы находимся в таком возрасте, когда из нас еще можно лепить человека. Мы ощущаем и воспринимаем все воздействия и влияния. После Физтеха мне довелось закончить и другие институты, но Физтех для меня – Учитель и Воспитатель. Здесь вложили в нас то, что не входит в рамки официальных программ. Например, что нерешаемых задач не бывает. Если тебе досталось сложное задание, оправдываться, что мы этого не проходили, нельзя. Ты – физтех. Если тебе не хватает знаний – иди в библиотеку, читай книги, приобрети необходимые знания. В конце концов, сходи, проконсультируйся у специалистов, задай им вопросы, но задачу свою реши. Это всё входит в воспитание.
Приведу пример. В наше время занятия начинались в 9:00, а заканчивались в 19:50. Нас сразу приучили работать, как минимум, в два раза больше, чем в других институтах. И это тоже было воспитанием. Много лет спустя, когда я пришел в Центр подготовки космонавтов, где был расписан каждый час, и уже никуда не денешься, для меня это было вполне естественным. А для многих такое ограничение свободы оказывалось довольно трудным.
Ближе к полёту получаю своё расписание на неделю и обнаруживаю совершенно непривычную форму записи «20:00 - …». Прихожу в учебный отдел, спрашиваю: «Что означают эти точки?». Мне отвечают: «Пока не упадешь». И действительно, так и приходилось, занимался и с 9:00 до 00:00. Мне это не казалось чем-то неправильным, необычным, особенным, чрезвычайным, потому что когда-то меня здесь, на Физтехе, воспитывали работать много, усердно и упорно.
|
|